Ксения Литвинова
Сценарий фольклорного праздника «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклорный праздник «Масленица»
Цель: Познакомить учеников с праздником «Масленица»
Задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа.
Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.
Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Сценарий
Педагог: Здравствуйте дорогие ребята, собрали мы вас на праздник, а вот на какой вы сами разгадаете, благодаря ребусу.
Публикация «Сценарий фольклорного праздника „Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Слайд 1 (Ребус.)
(1ребенок)
Масленица, масленица!
Зима к лету тянется,
Там Весна проказница
Примеряет платьица.
Слайд 2 (про масленицу)
Блины - это символ масленицы. Древние люди верили, что, съедая круглый, румяный блин, похожий на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества и приближают весну.
Масленица – проводы зимы, встреча весны. Отмечается масленица в конце февраля или начале марта. Она возвещает об окончании зимы и начале весны. Народ отмечает Масленицу шутками, играми, плясками, сытными застольями, обязательно с блинами.
Празднуется Масленица целую неделю. Каждому дню масленицы народ дал особое название. Ребята, а какой первый день недели?
Дети: ответы детей
Слайд 3 (понедельник)
Педагог:
Понедельник – встреча.
Живёт Масленица 7 деньков,
Оставайся на много годков!
Понедельник – первый денёк,
“Встречей” его народ нарёк.
В этот день наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Обращались к нему ласково.
А теперь я предлагаю вам за 5 минут нарисовать чучело масленицы. (Раздача листов) (Включение песни)
Слайд 4 (вторник)
Педагог: День второй – заигрыши.
В этот день начинались игрища и потехи. На заигрыши молодцы приглашали девиц покататься на санях с горы, блинов поесть, в игры поиграть, да под гармошечку поплясать.
(2ребенок)
Я на масленицу маме,
И руками и ногами,
Помогала печь блины,
Небывалой ширины!
Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.
«Печём блины»
Можно предложить ребятам увлекательный хороводный танец-драматизацию. Ведущий предлагает испечь вкусные блины:
1. Чтобы печка стала горячей, в ней следует развести огонь — дети изображают его громкими аплодисментами.
2. Теперь нужна сковородка. Она круглая, поэтому нужно взяться за руки (школьники образуют хоровод). Сковороду следует нагреть погорячее — дети танцуют под звуки кадрили (ведущий демонстрирует движения).
3. Блины хорошо есть с вареньем. Ведущий интересуется, какое именно варенье малыши любят и предлагает малиновое — ребята снова берутся за ручки и бегут по кругу под композицию «По малину в лес пойдём».
4. Ведущий сообщает, что блиночки получились славные, красивые, да румяные. Школьники под музыку идут по кругу сначала в одну сторону, затем в другую — изображают блины.
Слайд 5 (среда)
Среда-лакомка. С этого дня пекли блины – желтые, круглые, горячие как солнце. А В этот день лакомились блинами и другими масленичными яствами.
А когда семья собиралась вместе, то они отгадывали загадки. А мы сейчас узнаем, как вы отгадываете загадки
1. С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный (снег)
2. Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос
Ведь на улице… (мороз)
3. Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла (весна)
6. Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
А он прыг и прямо в рот (Блин)
7. Всю неделю отдыхаем,
Всех блинами угощаем.
Холод зимний провожаем,
А весну с теплом встречаем. (Масленица)
Слайд 6 (четверг)
А четверг масляной недели назывался “широким”, “разгуляем”, “переломом”. В этот день шумела веселая ярмарка. С бубнами, погремушками, балалайками и гармошками разгуливали по ярмарке веселые скоморохи, потешали людей, и пели песни, ребята давайте и мы споем песню «Ой блины, блины»
Текст песни
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Припев
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Припев
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Припев
На поднос она кладет
И сама к столу несет.
Припев
Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Припев
Слайд 7 (пятница)
Пятый день масленицы, называется тещины вечерки. В этот день, согласно древним традициям, зять принимал у себя в гостях тещу и угощал ее блинами, сладостями собственного приготовленияч.
Слайд 8 (суббота)
Заловкины посиделки. В этот день молодая невестка приглашала своих родителей в дом мужа. Собирались в этот день молодые невестки с золовками: дарили друг другу подарки, угощались, играли в игры и, конечно, танцевали.
Слайд 9 (Воскресенье)
В воскресенье “прощеный день” или “прощеное воскресенье” – устраивали проводы масленицы. В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце никакого зла, а вечером всем миром шли на пригорок за селом. Где сжигали чучело масленицы – символ зимы, которая закончилась. А пеплом посыпали землю к новому богатому урожаю.
(3 ребенок)
До свиданья, – крикнем мы, –
Зимушка-зима!
Уходи, пожалуйста,
Поскорей сама! (Н. Мигунова)
(4 ребенок)
Солнце круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.
Педагог: Мы увидели, как люди провожали масленицу. Пора и нам занятие заканчивать. Как праздник называется, о котором мы говорили? А что является главным украшение стола? Какую песню мы с вами сегодня разучили?