Людмила Жукова
Современные педагогические технологии в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию презентацию по теме: «Современные педагогические технологии в экологическом воспитании дошкольников».
Слайд 2. Презентацию начну со стихотворения поэта Николая Луконина.
Все хорошее в людях из - детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Публикация «Современные педагогические технологии в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Слайд 3. Цель формирования основ экологической культуры у детей - воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь ее.
Для реализации обозначенной цели требуется решения следующих задач. Вы сейчас их видите на экране. Это:
• образовательная — пробудить у детей живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы родного края и страны.
• развивающая — формировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды.
• воспитательная — воспитывать чувство сострадания к природе, желание беречь и сохранять ее.
Слайд 4. В наше время проблема экологического воспитания детей вышла на первый план и ей уделяется большое внимание. Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Слайд 5. Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания такими, как беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, в своей практике мы применяем современные.
Это:
игровые технологии,
кейс-технологии,
компьютерные технологии,
экологический театр,
конкурсы, праздники экологического характера,
природоохранные акции,
технология организации труда в природе,
экспериментально – исследовательская технология,
мнемотехника,
ошибана.
Слайд 6. Игровые технологии
Экологические игры мы используем для того, чтобы в более доступной форме донести сложные природные явления; развить познавательные способности; уточнить, закрепить и расширить имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, о растениях и животных.
Игры проводим с детьми коллективные и индивидуальные, усложняя их с учетом возраста. Дидактические игры «Чудесный мешочек» или «Ящик ощущений» доставляют радость младшим дошкольникам от угадывания предметов, в восторге они от игр «Угадай на вкус», «Узнай по запаху».
Содержанию сюжетно-ролевых игр придаём экологический характер : «Доктор Айболит», «Путешествие в лес», «Зоологический магазин», «Витаминный обед». Также используем метод экологической идентификации - игровой прием «превращения» в образы животных, растений. Например, обыгрывание ситуации «Я – цветок», «Я – сломанная веточка» помогает ребенку понять, что растение – живое существо и оно чувствует, когда ему больно. Интересным в работе с детьми является такой игровой прием, как получение писем – жалоб от животных живого уголка, сада, огорода, леса. При получении такого письма ребята знакомятся с его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу своего края. Экологические игры дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес и развивают ценностное отношение к ней.
Слайд 7. Кейс-технологии
В своей работе мы используем кейс – технологии. Метод ситуативного анализа помогает нам развивать у детей способность анализировать различные проблемы и находить пути их решения. Например, наступила зима. Вокруг все покрыто белым пушистым снегом. Мы вышли с детьми на прогулку. Дети обратили внимание на воробьев, сидящих на ветках шиповника. Они сидели нахохлившись и прижимались друг к другу. Задаю вопрос: «Почему воробьи прижимаются к друг другу?» И сразу появляются несколько вариантов ответов. Обсуждаем каждый, находим правильный.
Данная технология предназначена для развития коммуникативных знаний в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
Также мы используем кейс-фото или кейс-иллюстрации, например, «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?» и метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?». Цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.
Слайд 8. Компьютерные технологии
При знакомстве детей с природой, используем разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи, при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
Компьютер является эффективным технологическим средством, при помощи которого можно разнообразить образовательный процесс.
Иллюстративно-наглядные материалы используем на электронных носителях. Например, такие как звуковые материалы с записью голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра;
экранные материалы – это серии слайдов, посвящённые определенным темам;
медиазанятия, которые проводятся в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном проектором, компьютером и экраном.
Слайд 9. Экологический театр
Нередко в своей работе мы обращаемся к экологическому театру, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из современных форм экологического образования и воспитания детей, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.
Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.
Слайд 10. Конкурсы, развлечения экологического характера
Проведение конкурсов, развлечений экологического характера, таких как «Праздник птиц», «День земли», «Мы друзья природы», «Если б осень потерялась», также помогает детям ощутить себя частью природы, им нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках. Родители принимают активное участие в различных конкурсах, где они рисуют вместе с детьми и делают поделки.
Слайд 11. Природоохранные акции
В нашем дошкольном учреждении природоохранные акции проходят в течение всего учебного года, например: «Спасите елочку», «Дом веселого скворца», «Столовая для птиц», «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан». В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры. Эти акции служат хорошей пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
А самое главное итогом любой акции является продуктивная деятельность детей и родителей.
Слайд 12. Технология организации труда в природе
Для работы с детьми по экологическому воспитанию в каждой группе имеются уголки природы, в которых дети ведут наблюдения и уход за комнатными растениями и животными. У нас есть мини-ферма с муравьями, ребята стараются следить за тем, чтобы у муравьев регулярно была вода. Малыши дают им воду из пипетки. Чтобы дети могли наблюдать за развитием растения от семечки до взрослого состояния, мы реализовали проект «Огород на подоконнике». Что способствовало развитию чувства ответственности за благополучное состояние растений и расширяло знания детей о культурных растениях. На улице дети вместе со взрослым следят за тем, чтобы в клумбе с цветами не было сорняков, рыхлят землю, поддерживают порядок на площадке.
Слайд 13. Мнемотехника
Успешно решать задачи экологического воспитания и образования нам помогают методы мнемотехники. Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Заниматься мнемотехникой лучше с детьми от 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас. Обучение строим от простого к сложному. Работу начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки, то есть можно нарисовать то, что считаем нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно
детям, например: «Чудеса в лесу», «Друзья природы», «Правила поведения в лесу».
Слайд 14. Экспериментально – исследовательская технология
В содержание данной технологии для развития познавательной активности мы включаем опыты – эксперименты и коллекционирование (разнообразные виды маленьких игрушек животных, муляжи овощей и фруктов, гербарий с растениями нашей местности, ракушки, семена, косточки от абрикосов и персиков, шишки, орехи, каштаны, желуди).
Во время экспериментирования наши дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, лед, сахар, соль, почва, песок, стекло, воздух) предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Знания и умения во время проведения опытов, запоминаются надолго. При этом очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя.
Дети с огромным удовольствием исследуют природные материалы.
Вместе с детьми превращали подкрашенную воду в разноцветные льдинки, составляли красивые узоры на снегу из них. А из мокрого снега лепили снежную красавицу и черепаху.
Слайд 15. Ошибана
Большинству из нас хорошо известно слово «икебана» - древнее искусство составления букетов из срезанных и засушенных растений. А что же такое ошибана?
«Ошибана» предусматривает работу с разным природным материалом: семена, шишки, оболочки, скорлупа, камешки, ракушки, но основной акцент сделан на прессованную флористику. Отличительной особенностью является: разнообразие, простата, доступность материала, общение ребенка с природой. Занятия флористикой расширяют кругозор детей, воспитывают экзотический вкус, делают их более чуткими и терпимыми, учат понимать природу. А техника ничуть не сложнее, чем в аппликации из бумаги. Даже еще проще, ничего не нужно вырезать, остается лишь художественно наклеить на картоне сами листочки и цветочки или семена и шелуху от лука, шишек, чтобы получилась красивая картинка. Поделки родителей и детей из этих предметов вы сейчас видите на экране.
Слайд 17. В завершении хотим сказать, что применение современных технологий в области экологического образования дошкольников позволяет нам строить процесс экологического воспитания в соответствии с современными требованиями и вместе с тем без излишней нагрузки для дошкольников. Использование современных технологий в ДОУ в целом приводит к тому, что ребенок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании.
Слайд 18. Литература:
* Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно! – М. : Линка – Пресс, 2004 г.
* Зеленкова О. С. «Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей» / Дошкольная педагогика. – 2010 г. - №1
* Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» – современная технология экологического образования дошкольников / Дошкольная педагогика. 2006 г. - №3
*Федотова А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно – дидактические игры для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2015 г.
* Николаева С. Н. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010 г.
Слайд 19. Спасибо за внимание!
МКДОУ «Возовский детский сад «Светлячок» Курской области Поныровского района
Презентация к районному семинару
по теме:
«Современные педагогические технологии в экологическом воспитании дошкольников»
Подготовили: Баздрева Р. В.
Жукова Л. Б.
2022гг.