Татьяна Кирюшина
Открытая НОД по речевому развитию «Любимые сказки Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация разработана так, что все занятие воспитанники общаются с героем презентации "Ученым котом". Дети должны отвечать на его вопросы и тогда продолжается путешествие по стране сказок. Это открытое непрерывно-образовательная деятельность проводилась к аттестации воспитателя. мной уже в возрасте воспитанников 5-6 лет были достигнуты высокие показатели в развитии детей. Почти 20 человек. а точнее 14 читали к концу учебного года в старшей группе. Прилагается конспект занятия
Публикация «Открытая НОД по речевому развитию „Любимые сказки Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Конспект НОД
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема: «Любимые сказки А. С. Пушкина»
1. Цель: обеспечение узнавания сказок А. С. Пушкина и героев этих сказок.
Непрерывная образовательная деятельность.
2. Возрастная группа: подготовительная.
3. Образовательная область «Речевое развитие».
4. Тема: «Любимые сказки А. С. Пушкина».
5. Тип деятельности: тематическое, творческое.
6. Используемые методы и технологии обучения: интегрированные,
проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные,
здоровьесберегающие технологии.
7. Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа,
подгрупповая (работа малыми подгруппами, индивидуальная.
8. Форма обучения на занятии: игра - путешествие.
9. Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о поэте А. С. Пушкине, его произведениях;
- продолжать учить выразительно читать отрывки из сказок;
- формировать связную речь, обогащать и активизировать словарь по теме;
- вызывать желание детей слушать произведение.
Развивающие :
- развивать :
монологическую и диалогическую речь детей;
умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ;
интерес к художественной литературе.
Воспитательные:
- воспитывать:
познавательный интерес, чувство уважения к великим людям России, чувства гордости за свою страну;
доброжелательное отношение и интерес детей к творчеству русского поэта А. С. Пушкина;
чувство уважения друг к другу.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная, музыкальная, познавательная, продуктивная.
Методы: наглядные (просмотр презентации, словесные (вопросы проблемного характера, краткая беседа, обсуждение, практические (сотворчество, самостоятельный выбор).
Средства обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование, презентация «Любимые сказки А. С. Пушкина», портрет А. С. Пушкина, презентация с Котом Ученым из Лукоморья, аудиозапись с голосом воспитателя.
Средства обучения для детей: иллюстрации и раскраски к сказкам : «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», мини – музей «По страницам произведений А. С. Пушкина», выставка рисунков «Сказки А. С. Пушкина», презентация «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», картины в виде пазлов.
Предшествующая работа: Беседы о жизни А. С. Пушкина, о разных видах сказок; чтение сказок А. С. Пушкина; заучивание отрывков из сказок А. С. Пушкина, создание выставки рисунков «Сказки А. С. Пушкина», создание мини – музея «По страницам произведений А. С. Пушкина», рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.
Предполагаемые результаты:
- обогатился словарный запас и расширился кругозор;
- сформируются навыки диалогичной речи;
- возникнет желание познакомиться с другими произведениями А. С. Пушкина;
- закреплены знания об А. С. Пушкине и его сказках.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
I. Мотивационно - побудительный этап:
Воспитатель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, возьмитесь за руки.
Слева друг и справа друг,
Очень дружный общий круг.
Все мы за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Теплота от наших рук
Побежит вокруг, вокруг
День начнётся с теплоты,
С теплоты и доброты
Согревают нас улыбки
И сбываются мечты!
Слайд 2: На экране послание
День и ночь, как заведенный
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь ученый
Скажите, речь идет о ком?
Ответы детей:
Появляется видеообращение от Кота Ученого.
Кот ученый.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
Я днем и ночью, кот ученый
Хожу все по цепи кругом.
Сегодня волшебство случится –
К вам в гости сказка постучится.
Если дети разгадку найдут –
Любимые герои к ним в гости придут.
А сейчас друзья, мне помогите!
Чей портрет вы видите, скажите
Слайд 3.
На слайде портрет А. С. Пушкина
Воспитатель:
- Ребята, поможем Коту Ученому, скажем, чей это портрет?
Ответы детей: Это портрет Александра Сергеевича Пушкина.
Кот Ученый: А кто такой А. С. Пушкин?
Ответы детей: А. С. Пушкин - это русский поэт.
Кот Ученый: Правильно, А. С. Пушкин — русский поэт, и это он меня
придумал и страну Лукоморье, где я живу.
Исполнительский этап
Слайд 4.
Кот Ученый:
А вы знаете, где страна Лукоморье находится?
Ответы детей:
В сказках А. С. Пушкина.
Воспитатель:
А мы можем попасть в сказочную страну Лукоморье? Мы ведь знакомы со многими сказками А. С. Пушкина
Кот Ученый:
Попасть в эту страну вы сможете, только когда выполните мое задание:
Задание 1. Вам надо прочитать отрывок из произведения А. С. Пушкина, где говориться обо мне.
Дети читают отрывок, из вступления к поэме "Руслан и Людмила»
У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом:
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там Леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей.
Воспитатель:
- Кот Ученый, справились дети с заданием?
Кот Ученый:
-Да, справились. Вы можете отправиться в страну Лукоморье, но будьте
осторожны. И пусть все преграды преодолеть вам поможет Добро и Дружба.
Воспитатель:
Что ж, ребята, путь далек, поплывем мы на восток.
Динамическая пауза «Ветер по морю гуляет»
Ветер по морю гуляет Руки поднять через стороны вверх.
И кораблик подгоняет Помахать руками
Он бежит себе в волнах Сцепить пальцы в замок
На раздутых парусах Сцепленные руки поднять вверх
Мимо острова крутого Пальцы расцепить, сесть на корточки
Мимо города большого Встать на носочки
Пушки с пристани палят Хлопать
Кораблю пристать велят Топать
(Переносятся в страну сказок под музыку)
Слайд 5.
Кот Ученый:
- Итак, вы очутились в Лукоморье.
Кот Ученый:
- Будьте внимательны, вам могут встречаться волшебные предметы, которые
вылетели из сказок во время урагана. Предлагаю вам посмотреть по сторонам
и поискать глазами то, что в сказку вернуть нужно.
Но прежде нам надо сделать гимнастику для глаз
/Проводится офтальмологическая зарядка «Найди глазками». Движения глаз сопровождается словами/
«Посмотрите далеко.. Руку в сторону веду,
Посмотрите близко,. А потом в другую.
Посмотрите высоко,. А потом огромный круг
Посмотрите низко,. глазами нарисую.
Воспитатель:
- Спасибо, за предупреждение. Мы готовы отправиться на поиски!
Задание 2
Слайд 6.
Игра «Найди то, не знаю что»
Условия игры: детям предлагается найти на экране все атрибуты, относящиеся к сказкам Пушкина. (Это рыбка, невод, белочка, орешки в сундучке, бочка, веретено, лук со стрелой, богатырский шлем, перо лебедя, зеркало.
Надо собрать все предметы из сказок в большую корзину.
Слайд 7.
Кот Ученый.
Ребята, а сейчас, я попрошу вас помочь мне определить из какой сказки эти
предметы?
На экране – зеркальце.
Подумайте, кому оно принадлежит?
Ответы детей: Мачехе-царице
Кот Ученый:
А вы знаете, какие слова произносила Мачеха-царица, используя этот предмет?
Дети читают отрывок про зеркало.
«Здравствуй, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
Воспитатель:
- Сейчас, используя это волшебное зеркало вы будете узнавать героев сказок.
В) Физкультминутка
-Встанем в круг.
-Я буду называть персонажей различных сказок, и, если эти герои из сказок Пушкина, то вы поднимаете руки вверх и тянетесь на носочках, но если они из других сказок, то приседаете. Приготовились.
Чёрт, лиса, братья-богатыри, комар, поп, колобок, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, Царь Салтан, сестрица Алёнушка, конёк-горбунок, Чебурашка, месяц, журавль, князь Гвидон.
Слайд 8.
На экране сундук с золотыми орешками.
Кот Ученый:
- Внимание на экран, вы видите ещё один сказочный предмет.
Ответы детей: (появление белочки на экране)-клик
Это Белочка и сундучок с орешками
Кот Ученый:
- Вы знаете, из какой сказки эти предметы?
Ответы детей:
Кот Ученый:
А вы можете, вспомнить и прочитать отрывок из этой сказки, где говорится
про орешки?
Дети читают отрывок из произведения А. С. Пушкина
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые…
Ядра – чистый изумруд…
Кот Ученый:
Молодцы, а сейчас, предлагаю поиграть и орешки покатать
Знаю я одну игру, орешки берите, всех научу.
Проводится пальцеигротренинг «Орешек»
Орешком я круги катаю, взад - вперёд его гоняю.
И поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем я прижму, и другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Орешек летает между рук!
Кот Ученый:
Отдохнули. а сейчас предлагаю на вопросы отвечать, словно щелкать орешки
Как вы думаете, что это значит?
Ответы детей:
значит быстро отвечать на все вопросы.
1. С помощью какого предмета одна своенравная царица узнавала, красива ли
она? (зеркальце)
- Как называется эта сказка? (Сказа о мертвой царевне и семи богатырях)
2. Кто исполняет желания одного бедного старика? (золотая рыбка)
3. Отчего заснула молодая царевна? (откусила яблоко)
4. Кто принёс ей это яблоко? (царица-мачеха)
Задание 4
Слайд 9.
«Сказочные последовательности»
( На экране: комар, муха, шмель).
Кто изображен на экране? Из какой сказки эти герои?
- Назовите в сказочной последовательности, в кого превращался князь
Гвидон.
А сейчас мы проверим. Правильно ли вы помните?
Слайд 10. ( На экране: месяц, солнце, ветер).
Из какой сказки эти предметы? Покажите, в какой последовательности
царевич Елисей обращался за помощью, чтобы узнать о своей невесте?
Слайд 11. (на экране невод и золотая рыбка)
Кот Ученый:
Жил старик со своею старухой, У самого синего моря;
Что это за сказка?
Ответы детей: Это «Сказка о рыбаке и рыбке»
Кот Ученый:
Сколько раз старик закидывал невод в море?
Ответы детей: Три.
Кот Ученый:
Что просила у золотой рыбки старуха?
Ответы детей: Корыто, избу, стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычецой морской.
Кот Ученый:
С чем осталась старуха в конце сказки?
Ответы детей:
Старуха осталась с разбитым корытом.
Кот Ученый:
Молодцы, ребята! А куда уплыла рыбка в конце сказки?
Ответы детей:
На дно морское
Слайд 12.
Кот Ученый:
Пока мы с вами выполняли задание, мышки погрызли иллюстрации из сказок,
которые я приготовил вам в подарок. Что же теперь делать! Ой-ой-ой!
Воспитатель. Да что ты расстроился, Кот, ребята у нас умные – они твоему
горю в два счёта помогут! Верно, ребята? Поможем коту, починим и сделаем
иллюстрации такими, как они были?
Задание 5 «Собери иллюстрацию к сказке»
Воспитатель:
Сейчас вы разделитесь по парам. Выберите части иллюстрации, которую будете
собирать, но собрать ее надо быстро, за 2 минуты.
Иллюстрация к какой сказке получилась у вас? (спросить у каждой команды)
(На экране появляются названия сказок).
Слайд 13.
Рефлексивный этап
Кот Ученый:
Мне с вами было очень приятно путешествовать, потому что вы показали себя
настоящими любителями сказок Александра Сергеевича Пушкина.
Воспитатель:
Уважаемый Кот, сейчас дети вспомнят и назовут тебе
- По страницам каких сказок А. С. Пушкина мы сегодня путешествовали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Какой герой из сказок А. С. Пушкина у вас самый любимый?
- Вы сегодня узнали что – то новое? Если да, то что?
- Что еще вы хотите узнать об Александре Сергеевиче Пушкине и его сказках.
Ответы детей:
- Познакомиться с другими его стихами.
- Узнать о его семье.
- Научиться сочинять сказки.
Кот Ученый: А каких сказочных героев вы бы еще хотели пригласить к себе
в гости?
Ответы детей:
Кот Ученый:
Хорошо, я обязательно позову их к вам в гости. А сейчас до свидания, мне
пора возвращаться в страну Лукоморье!
Дети прощаются с Котом Ученым.
Слайд 8.
Воспитатель:
- А наше путешествие по сказкам А. С. Пушкина заканчивается. Мы
возвращаемся из Лукоморья в детский сад. ….
Я очень рада, что вам сказки нравятся, вы их читаете и, надеюсь, они навсегда
останутся в вашем сердце.
Я предлагаю вам ответить на вопросы. Если ответ будет «да» - вы возьмите красный смайлик, если «нет» - синий.
Вопросы:
- Вам понравилось путешествие по сказкам?
- Вам было интересно?
- Захотелось ли вам прочитать другие произведения А. С Пушкина?
Перспективный этап
Воспитатель:
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Во время путешествия, мы с вами
вспомнили много сказок А. С. Пушкина, а скажите мне, где могут пригодиться
эти знания сказок в вашей жизни?
Ответы детей: