прокопочкина алла викторовна
Презентация «Исторические памятники и достопримечательности Магадана» в рамках обобщения педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воспитание гражданственности, патриотизма, любви к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста».
Выполнила:
Воспитатель МАДОУ №50
города Магадана
Прокопочкина А. В.
ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ.
Проблема воспитания гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения сегодня я считаю одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед обществом.
Публикация «Презентация „Исторические памятники и достопримечательности Магадана“ в рамках обобщения педагогического опыта» размещена в разделах
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества. И не является новостью, что роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, обострение кризисных явлений, стихийные и иные бедствия и т. д.).
Можно ли воспитать патриота, гражданина своей страны, так называемым естественным путем, не прилагая никаких усилий? Ответ, конечно очевиден, нет.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социальной культурно-образовательной среды. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
В соответствии с ФГОС дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества.
Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.
ВЕДУШАЯ ИДЕЯ ОПЫТА.
Любой край, область, даже небольшая деревня уникальны. В каждом уголке нашей Родины своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Дети дошкольного возраста воспринимают окружающую действительность эмоционально, а значит и патриотические чувства у них проявляются в чувстве восхищения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с ними. Формирование чувства патриотизма, любви к родному городу, краю происходит через воспитание положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания больше узнать об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природе. Нравственные качества и патриотизм не возникают путем естественного «созревания». Их развитие осуществляется в процессе накопления и освоения конкретных фактов, а зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
Необходимость развития интереса дошкольников в области воспитания гражданственности связанно с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его людях, природе, традициях, культуре, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к своему краю.
Воспитать у дошкольников любовь к родному городу – задача очень важная. Начинается она от любви к дому, то есть в семье, где живёт ребёнок, где он окружен заботой, вниманием и лаской. Чтобы у детей чувство любви и привязанности к родным людям были более осмысленными и действенными, они должны уметь им сочувствовать и помогать. Главное подвести детей к пониманию того, что они должны с уважением относиться к своим близким людям. Чувство долга перед родными, умение проявлять внимание, когда это будет необходимо, в более поздние годы, не приходит к человеку вдруг – оно формируется всей предшествующей жизнью, то есть в раннем возрасте. В этом направлении особо важно сотрудничество педагога с семьями воспитанников.
Постепенно чувство любви и уважения переносится на других окружающих – работников детского учреждения, соседей и знакомых. Детский сад – это вторая семья ребенка, где он окружен вниманием и заботой. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто с ними занимается, лечит их, кормит, заботиться о чистоте помещений. Организуя наблюдения за трудом помощника воспитателя, прачки, повара, дворника и других работников, надо постараться дошкольникам раскрыть смысл их действий, направленные на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнении их жизни содержательной, интересной деятельностью. Постепенно дети понимают, что они должны стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им. Если воспитателю удаётся сделать пребывание ребёнка в детском саду вторым его домом, то чувство привязанности закрепляется, с годами переходит в область дорогих воспоминаний.
На следующем этапе у дошкольников уже формируется любовь к их родному городу. В процессе работы в этом направлении необходимо познакомить детей с историей города, в честь кого он назван и чем знаменит, какие известные люди его прославили и прославляют, рассказать о традициях, обычаях и праздниках. Познакомить с некоторыми событиями прошлого родного города.
В ходе знакомства с родным городом, детям дошкольного возраста необходимо формировать знания о том, где и кем работают его жители, в чём полезность их профессий. Дети понимают, что все жители города трудятся на благо и процветание своей «малой» Родины. Тем самым у ребят воспитывается уважительное отношение к людям города, в котором они живут.
Одним из главных факторов нравственно-патриотического воспитания является приобщение детей к трудовой деятельности. Любовь к своему городу становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании и потребности трудиться на её благо. Труд по озеленению своей улицы, своего участка в детском саду, посадка цветов на клумбы, уборка территории - всё это доступные школьникам дела, которые способствуют воспитанию гражданских чувств. Самое главное при этом надо доказать дошкольникам необходимость и не бесполезность их усилий, значимость их проделанной работы, чтобы они всегда видели результат своего труда.
Нравственно-патриотическое воспитание – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы, ребёнок будет располагать знаниями о названии своего города, природе, символике, местных традициях. Если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил свою «малую» Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача воспитания гражданина выполнена в пределах, доступных детям дошкольного возраста.