Екатерина Чипига
Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время, значительно увеличивается количество детей соматически ослабленных, с речевой патологией, детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении.
У таких детей наблюдается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, несформированность произвольности психических процессов.
Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики стало внедрение в практику работы дошкольных учреждений здоровьесберегающих технологий, при использовании которых развитие, обучение и воспитание детей происходят не только без ущерба для их здоровья, а наоборот, способствуют его укреплению - снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность ребенка.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2019
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме позволили определить цель и выделить принципы здоровьесберегающих технологий:
Цель: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.
В соответствии с целью мною были выделены принципы здоровьесберегающих технологий:
• Принцип «не навреди!»
• Принцип сознательности.
• Принцип непрерывности процесса.
• Принцип систематичности и последовательности.
• Принцип доступности и индивидуальности.
• Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
• Принцип постепенного наращивания оздоровительного воздействия.
• Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
Выделяют психофизические особенности развития детей с речевой патологией:
• Недостаточная сформированность памяти, внимания, мышления, воображения;
• Нарушения оптико-пространственного праксиса;
• Нарушение дыхания и голосообразования;
• Нарушение общей и мелкой моторики;
• Расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
• Повышенная утомляемость;
• Отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
• Нарушение темпо-ритмической организации движений.
В качестве эффективных средств, способствующих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей я использую следующие оздоровительные приемы:
• Артикуляционная гимнастика.
• Биоэнергопластика.
• Дыхательная гимнастика.
• Развитие мелкой моторики.
• Массаж и самомассаж.
• Развитие общей моторики.
• Гимнастика для глаз.
• Игры и упражнения на развитие высших психических функций.
• Пальчиковая гимнастика
• Су -Джок –терапия
• кинезиологические упражнения.
Артикуляционная гимнастика:
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Регулярное выполнение поможет:
• - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
• (нервную проводимость);
• - улучшить подвижность артикуляционных органов;
• - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
• - уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
Дыхательная гимнастика:
Цель дыхательной гимнастики– увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
• Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры,
• усиливают обменные и восстановительные процессы.
• Кроме того дыхательные упражнения позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.
Зрительная гимнастика:
Цель гимнастики для глаз - профилактика нарушений зрения, формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
• Гимнастика снимает зрительное напряжение,
• является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения,
• обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу;
• повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата.
Динамические паузы:
Основные задачи физкультминутки – это: снизить утомление и повысить умственную работоспособность детей на занятии, снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, отрабатывать темп и ритм речи (проводятся в игровой форме в середине занятия).
Развитие мелкой моторики:
Пальчиковые игры помогают развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление
С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки:
• пальчиковый театр
• графические упражнения
• игры с прищепками
• сухой бассейн
• игры со счётными палочкам
• Шнуровки, пазлы и т. д.
Су – джок терапия:
Массаж пальцев Су -Джок тренажером способствует активизации мыслительной деятельности, созданию положительного эмоционального настроя на работу, повышению устойчивости организма к некоторым видам соматических заболеваний.
Самомассаж:
это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Сначала демонстрируют самомассаж ребенку перед зеркалом, затем тренируемся опираться только на ощущения.
Логоритмические упражнения:
• с использованием музыкотерапии создают положительный эмоциональный фон, снимают тревожность, стимулируют двигательную функцию; развивают и коррегируют сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление, растормаживают речевые функции; развивают чувства ритма, темпа, времени, нормализуют просодическую сторону речи.
Кинезеологические упражнения:
• упражнения направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
Релаксация:
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.
В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в речевом развитии:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
ВЫВОД:
• использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии в работе с дошкольниками даёт положительные результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение работоспособности, выносливости;
- развитие психических процессов;
- улучшение зрения;
- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики,
- повышение речевой активности;
- увеличение уровня социальной адаптации.
• Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.