Приложение МААМ

Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии

Екатерина Чипига
Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время, значительно увеличивается количество детей соматически ослабленных, с речевой патологией, детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении.

У таких детей наблюдается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, несформированность произвольности психических процессов.

Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики стало внедрение в практику работы дошкольных учреждений здоровьесберегающих технологий, при использовании которых развитие, обучение и воспитание детей происходят не только без ущерба для их здоровья, а наоборот, способствуют его укреплению - снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность ребенка.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии» размещена в разделах

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Анализ психолого-педагогической литературы по теме позволили определить цель и выделить принципы здоровьесберегающих технологий:

Цель: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.

В соответствии с целью мною были выделены принципы здоровьесберегающих технологий:

• Принцип «не навреди!»

• Принцип сознательности.

• Принцип непрерывности процесса.

• Принцип систематичности и последовательности.

• Принцип доступности и индивидуальности.

• Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

• Принцип постепенного наращивания оздоровительного воздействия.

• Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Выделяют психофизические особенности развития детей с речевой патологией:

• Недостаточная сформированность памяти, внимания, мышления, воображения;

• Нарушения оптико-пространственного праксиса;

• Нарушение дыхания и голосообразования;

• Нарушение общей и мелкой моторики;

• Расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

• Повышенная утомляемость;

• Отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;

• Нарушение темпо-ритмической организации движений.

В качестве эффективных средств, способствующих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей я использую следующие оздоровительные приемы:

• Артикуляционная гимнастика.

• Биоэнергопластика.

• Дыхательная гимнастика.

• Развитие мелкой моторики.

• Массаж и самомассаж.

• Развитие общей моторики.

• Гимнастика для глаз.

• Игры и упражнения на развитие высших психических функций.

• Пальчиковая гимнастика

• Су -Джок –терапия

• кинезиологические упражнения.

Артикуляционная гимнастика:

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Регулярное выполнение поможет:

• - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию

• (нервную проводимость);

• - улучшить подвижность артикуляционных органов;

• - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

• - уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

Дыхательная гимнастика:

Цель дыхательной гимнастики– увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

• Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры,

• усиливают обменные и восстановительные процессы.

• Кроме того дыхательные упражнения позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.

Зрительная гимнастика:

Цель гимнастики для глаз - профилактика нарушений зрения, формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

• Гимнастика снимает зрительное напряжение,

• является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения,

• обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу;

• повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата.

Динамические паузы:

Основные задачи физкультминутки – это: снизить утомление и повысить умственную работоспособность детей на занятии, снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, отрабатывать темп и ритм речи (проводятся в игровой форме в середине занятия).

Развитие мелкой моторики:

Пальчиковые игры помогают развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление

С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки:

• пальчиковый театр

• графические упражнения

• игры с прищепками

• сухой бассейн

• игры со счётными палочкам

• Шнуровки, пазлы и т. д.

Су – джок терапия:

Массаж пальцев Су -Джок тренажером способствует активизации мыслительной деятельности, созданию положительного эмоционального настроя на работу, повышению устойчивости организма к некоторым видам соматических заболеваний.

Самомассаж:

это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Сначала демонстрируют самомассаж ребенку перед зеркалом, затем тренируемся опираться только на ощущения.

Логоритмические упражнения:

• с использованием музыкотерапии создают положительный эмоциональный фон, снимают тревожность, стимулируют двигательную функцию; развивают и коррегируют сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление, растормаживают речевые функции; развивают чувства ритма, темпа, времени, нормализуют просодическую сторону речи.

Кинезеологические упражнения:

• упражнения направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

Релаксация:

Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в речевом развитии:

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;

дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

ВЫВОД:

• использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии в работе с дошкольниками даёт положительные результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение работоспособности, выносливости;

- развитие психических процессов;

- улучшение зрения;

- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

- развитие общей и мелкой моторики,

- повышение речевой активности;

- увеличение уровня социальной адаптации.

• Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье»Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье» Девиз «Через движения и игру – к лучшей жизни!» Цель: повысить эффективность работы с родителями по оздоровлению детей; сформировать потребность.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии
Опубликовано: 20 декабря 2019 в 10:28
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Чипига в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД