Лучший педагог года

Использование метода «Наглядное моделирование» в образовательной деятельности

Беркинова Светлана
Использование метода «Наглядное моделирование» в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4

г. Ставрополя

Семинар практикум

«Использование метода «Наглядное моделирование»

в образовательной деятельности»

Воспитатель: Беркинова С. Н.

Октябрь 2021 г.

Семинар практикум: «Использование метода «Моделирование» в образовательной деятельности»

Целевая аудитория: воспитатели

Подготовила воспитатель: Беркинова С. Н.

Публикация «Использование метода „Наглядное моделирование“ в образовательной деятельности» размещена в разделах

Цель: создание условий для повышения профессионализма педагогов в вопросах использования метода наглядного моделирования, как средства формирования познавательной активности детей.

Задачи:

1. Акцентировать внимание педагогов на методе наглядного моделирования, как средстве повышения познавательной активности, развития предпосылок логического мышления у детей дошкольного возраста.

2. Расширить представление педагогов о способах использования метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.

3. Развивать творческие способности педагогов в процессе совместной продуктивной деятельности по созданию разных видов моделей.

Планируемый результат: повышение профессионализма педагогов в вопросах использования метода наглядного моделирования, как средства формирования познавательной активности детей.

Ход мероприятия:

Добрый день уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим с вами об использовании метода наглядного моделирования в работе педагога с детьми, так как в дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный, а использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом.

Что такое наглядная модель по Л. А. Венгеру

Наглядное моделирование — воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Доктор психологических наук, профессор Леонид Александрович Венгер с коллегами экспериментально доказали, что ребенок дошкольного возраста способен решать сложные интеллектуальные задачи посредством особого рода схематических представлений — наглядных моделей. Под наглядной моделью Л. А. Венгер понимал «представление в образной, но более или менее условной и схематизированной форме, отображающее различные (в том числе и скрытые от непосредственного наблюдения) виды отношений между объектами».

Чему способствует метод наглядного моделирования в работе с детьми?

- использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес; поддерживает детскую инициативу;

- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, развивает творческие способности, познавательную активность;

- учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

В дидактике выделены три вида моделей :

1. Предметная модель

- имеет вид физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В предметных моделях воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели построек. Предметные модели помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции (макет Земли, природных зон «Север», «Лес», «Морское дно», «Муравейник», «Комнаты – Осторожно огонь!» «Огород на окне»).

Уважаемые коллеги предлагаю вам принять участие в создании предметной модели. Задание: Создать из предложенных материалов модель действующего вулкана и рассказать алгоритм методического сопровождения работы по изготовлению этой модели. При озвучивании алгоритма, на экран выводится наш алгоритм:

По стеклянной банке размазывается тонкий слой пластилина, гофрированную бумагу складываем веером и прикрепляем на пластилин.

Банку заполняем водой, смешанной с лимонной кислотой, затем добавляем ложку соды. Наблюдаем за реакцией.

2. Предметно-схематическая модель.

- Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентом изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания.

Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) : таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. Всё нарисованное должно быть понятно детям. Можно сказать, что мнемосхемы – это средство для запоминания.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:

• заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;

• перессказывание текстов;

• составление описательных рассказов.

Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т. к. ещё идет формирование сенсорных эталонов.

Следующее задание: составить мнемотаблицу по стихотворению.

Смотрит заинька в окно –

За ночь снегу намело…

Во дворе снеговики

Чинят лыжи и коньки.

Затем педагоги рассказывают стихотворение по своим мнемотаблицам.

Схематические модели : Игра «Какой это предмет?» (с 4 лет)

Цели: создать условия для усвоения детьми принципа замещения; научить подбирать подходящие предметы к заданному заместителю, придумывать разнообразные ответы, основываясь на одном и том же схематическом изображении предмета; развивать воображение.

Игровой материал: набор из 10 карточек (рис. 2, на каждой из которых нарисована одна фигурка (схематическое изображение нескольких игрушек, картинки.

Рис. 2. Карточки к игре «Какой это предмет?»

Инструкция. Покажите первую картинку из набора. Спросите детей по очереди, на какую игрушку она похожа. Обратите внимание на то, чтобы воспитанники не повторяли ответов друг друга. Используйте не более 5–6 картинок.

При проведении игры поддерживайте инициативу каждого ребенка, но создайте установку на оригинальный ответ.

6. Игра «Разные сказки» (с 5 лет)

Цель: развить способность придумывать различные ситуации, используя наглядную модель (рамки-планы).

Игровой материал, оборудование: три рамочки из бархатной бумаги; две стрелки из бархатной бумаги, которые помещают между рамочками; фигурки-силуэты, размещающиеся в рамочках: домик, два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева; фланелеграф.

Примечание. Для повторного проведения игры используйте любые другие фигурки или заместители предметов : палочки разной длины, разноцветные кружки и т. п.

Инструкция. Рассадите детей перед фланелеграфом. Разместите на фланелеграфе три рамочки, между ними — две стрелки, в рамочках — отдельные фигурки (рис. 3). «Вот и получилась сказка, но надо суметь прочитать ее. Если каждый расскажет ее по-своему, мы услышим много разных интересных сказок».

Рис. 3. Наглядная модель к игре «Разные сказки»

Если дети не могут составить рассказ, дайте им примерный образец : «В одном домике жил-был мальчик. Однажды он вышел погулять и встретил другого мальчика. Они решили вместе пойти в лес. В лесу они бегали, играли в прятки, а потом вернулись и разошлись по домам». При этом лучше, если рассказ будет детализированным: опишите, как выглядел домик, как звали мальчиков, кого они встретили в лесу и т. п. Выслушав рассказы детей, отметьте наиболее удачные, оригинальные.

После того как свои сказки расскажут 3–4 ребенка, поменяйте местами фигурки в рамочках. Например, в первой рамочке три дерева и два бегущих человечка, во второй — домик, в третьей — два стоящих человечка. Скажите детям, что на фланелеграфе теперь записана другая сказка и ее надо прочитать по-другому. И т. д.

Данную игру проводите несколько раз, меняя фигурки в рамочках. Постепенно переходите от конкретных фигурок к абстрактным (от схематических изображений человечков, домиков, деревьев к цветным кружкам и полоскам разной длины). Повторяйте игру неоднократно на разном материале

3. Графические модели.

- Обобщённо передают разные виды отношений (графики, формулы, схемы, передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, календарь наблюдений за сезонными явлениями природы. Этот календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Заполнение страницы календаря, т. е. фиксация наблюдений, неотъемлемая часть «недельной методики» ознакомления детей с сезонными явлениями природы.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце, схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза. (Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).

Игры с использованием пиктограмм по сказке “Под грибом” В. Сутеева. В игру входят пиктограммы с изображением :

слов-предметов : гриб, дождь, солнце, муравей, бабочка, мышь,

воробей, заяц, лиса, лягушка;

слов-действий: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет,

светит, покажи;

слов-признаков: большой, маленький, грустный, веселый;

символов-предлогов: под, за, над, на, около, к;

Картинки с реалистичными изображениями героев.

Варианты игр:

1. Пиктограммы слов-предметов расположены по кругу.

• В центре картинка с изображением героя сказки.

Задание: соотнести пиктограмму и картинку.

• В центре пиктограмма “Покажи”.

Задание: выбрать и показать только ту пиктограмму, которую назвал

взрослый.

• В центре одна из пиктограмм – действий.

Задание: назвать и показать кто (что) идет (дождь, лиса);

кто прыгает, и т. д. ;

• Аналогичные задания со словами – признаками.

Количество пиктограмм, их расположение, задания определяются по

желанию педагога и зависят от уровня подготовленности ребенка.

2. Составить из пиктограмм пару.

Взрослый предлагает найти две пиктограммы по предложению:

“Солнце светит” или “Бабочка летает” или “Веселая лягушка”.

• Взрослый предлагает две пиктограммы, а ребенок составляет

предложение.

• Взрослый предлагает две пиктограммы “воробей” и “ползает”.

Ребенку предлагается исправить ошибку и произнести правильное

предложение.

Этот вид моделей используется преимущественно старшей дошкольной и в начальной школьной деятельности.

Использование метода «моделирования» в различных видах детской деятельности

1. Моделирование в математическом развитии детей.

а) Логические блоки Дьенеша – набор объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине.

б) Палочки Кюизинера – комплект счётных палочек разного цвета и разной длины. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и тоже число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает.

в) Метод моделирования в математике часто встречается в виде «цепочек символов». Например, используются сочетания символов при ориентировке на листе бумаги.

г) Так же можно обратиться к опорным схемам при использовании аббревиатур для обозначения месяцев года.

2. Моделирование в разделе «Ознакомление с художественной литературой» и «Развитием речи».

а) Мнемо таблица – это схема, в которую заложена определённая информация (приложение 1)

Мнемо дорожки несут обучающую информацию, но в небольшом объёме.

б) Развитию у детей умения моделировать, замещать способствует «зарисовка» загадок (приложение 2)

в) С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине (приложение 3)

г) Так же при использовании схем можно учиться составлять различные предложения.

д) При произношении чисто говорок можно использовать различные символы.

3. Моделирование в экологическом воспитании детей.

а) Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы.

б) Можно использовать карточки-модели, отражающие признаки, общие для целой

в) Можно выделить функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями

г) С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)

д) Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.).

е) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.

4. Моделирование в изобразительной деятельности.

Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке коллективной поделки, рисовании коллективного предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.

5. Моделирование в разделе «Ознакомление с окружающим миром».

Яркий пример моделирования в этом разделе – создание модели в виде лесенки из 5-ти ступеней под названием «структура трудового процесса». В результате освоения этой модели у детей формируется чёткое представление о трудовом процессе, о том, что он «условно» состоит из 5-ти компонентов. Использование схем и карточек – символов уместно в бытовой деятельности, игре.

Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации — это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы целесообразно начинать в средней группе. В полном объёме эта работа должна разворачиваться в подготовительной группе

Исходя из нашего семинара – практикума можно сделать следующий вывод: метод наглядного моделирования, при достаточном его изучении, можно с успехом применять во всех образовательных областях дошкольного воспитания.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование метода проектов в ДОУ Видео В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания в системе образования на сегодня является - метод проектов. Метод проектов.

Опыт работы «Использование метода мнемотехники»Опыт работы «Использование метода мнемотехники» В детском саду перед воспитателями и музыкальным руководителем ставится задача заучивания наизусть песен и стихов. Хочется, чтобы песни.

Использование авторских игр и пособий в музыкальной непосредственно-образовательной деятельности в детском садуИспользование авторских игр и пособий в музыкальной непосредственно-образовательной деятельности в детском саду Музыкально-дидактическая игра с кубиками "Музыкальные загадки "Сказки" Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию музыкально-дидактическую.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми в ДОУИспользование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми в ДОУ Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием.

Использование индивидуальных фланелеграфов в непосредственно образовательной деятельности в детском садуИспользование индивидуальных фланелеграфов в непосредственно образовательной деятельности в детском саду Работая с детьми, я пришла к убеждению, что мини-фланелеграф необходимо применять в непосредственно – образовательной деятельности в детском.

Использование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУИспользование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУ Уважаемые коллеги приветствую вас! Хочу поделится своим опытом в использовании интерактивных технологий на занятиях. Что же такое интерактивная.

Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возрастаИспользование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы).

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возрастаИспользование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста Консультация для педагогов «Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного.

Консультация «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками» «Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование метода «Наглядное моделирование» в образовательной деятельности
Опубликовано: 20 декабря 2022 в 20:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода «Наглядное моделирование» в образовательной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Беркинова Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД