Баскакова Татьяна
Формирование у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
2 СЛАЙД.
Об актуальности патриотического воспитания свидетельствует принятая «Стратегия развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в которой учитывается, что патриотическое воспитание – это социально-обусловленное становление личности гражданина, патриота, духовно-нравственной и ответственной за судьбу своего Отечества.
3 СЛАЙД.
Этапы формирования у детей основ духовности и патриотизма включают в себя :
Публикация «Формирование у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры» размещена в разделах
1. Базовый или предварительный – на этом этапе формируются нравственные представления, чувства, опыт поведения;
2. Художественно-ознакомительный – на данном этапе детей знакомят с народными традициями, национальным фольклором и искусством;
3. Когнитивно-эмоциональный – во время этого этапа развивается интерес, отношений к своей стране и малой Родине;
4. Эмоционально-действенный – на данном этапе формируются желания и умения реализовать знания в разных видах деятельности.
Дошкольное детство ребёнка – важнейший этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который ребенок усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.
4 СЛАЙД.
К формам реализации патриотического воспитания через знакомство детей со средствами народной культуры относят :
-беседы с детьми о народно-прикладном искусстве;
-рассматривание продуктов народного труда;
-непосредственная продуктивная детская деятельность (роспись, лепка, рисование и т. п.);
-выставки детского творчества;
-просмотр видеофильмов, презентаций;
-дидактические игры;
-фольклорные праздники;
-заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек.
5 СЛАЙД.
Традиции народного прикладного искусства в России складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Наша страна богата разными видами народно-прикладного искусства : росписи, резьба по дереву, кружева, плетение, вышивка, работа по металлу и т. п.
6 СЛАЙД.
Знакомство детей с народным прикладным искусством направлено на воспитание любви к народному творчеству, уважению к работе народных мастеров, гордости за свою страну.
7 СЛАЙД.
Ознакомление детей с определенным видом народного промысла, его характерными признаками предполагает знакомство с материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями его создания, росписи, историей промысла.
8 СЛАЙД.
Далее работа предусматривает обучение детей приемам создания продукта, например, декоративного рисования. Нельзя оставаться равнодушными, увидев работы народных мастеров знаменитых промыслов: Хохломы, Дымково, Городца, Гжели. На занятиях рассматриваем росписи, пытаемся сами использовать элементы разнообразных росписей. Детям очень нравится заниматься данной деятельностью. При этом точное повторение всех элементов – не главное. Собственную творческую деятельность детей в сфере искусства народных помыслов следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развитие основ личности ребёнка, его патриотического воспитания.
9-10-11 СЛАЙД.
Знакомить детей с народной культурой можно практически через все виды деятельности детей.
Так, для развития родной речи театральная деятельность даё т богатый материал: можно составлять описательные рассказы по героям, обыгрывать уже знакомые сказки и даже придумывать новые сказки.
12 СЛАЙД.
Формирование у детей основ духовности тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, музыкальное развитие дошкольников является необходимой составляющей в воспитании детей.
13 СЛАЙД.
Досуговая, проектная деятельность с музыкальным руководителем (Татьяной Викторовной) дает детям возможность в игровой деятельности знакомиться с народным фольклором, инструментами.
14 СЛАЙД.
В музыкальном уголке группы есть глиняные свистульки, дудочки, ложки, бубенчики и т. д. Ребята с удовольствием рассматривают, играют с музыкальными инструментами. Знают их названия.
15-16 СЛАЙД.
Не маловажную роль играют в воспитании нравственно-патриотических качеств и такие формы малого устного фольклора как пословицы, поговорки, загадки. Через загадки воспитываем у детей любовь к родному краю, учим видеть красоту окружающей природы, гуманному отношению к ней, ответственность за поступки негативное отношение к природе.
17 СЛАЙД.
Для формирования у детей основ духовности и патриотизма большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с культурой родного края. Именно они могут посетить с детьми музеи, выставки народного прикладного искусства и быта.
Таким образом, формирование знаний о культуре родного государства – это сложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя, семьи и дошкольников, с использованием различных методов, форм и средств педагогического воздействия на детей в соответствии с ФГОС ДО.
18 СЛАЙД.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!