Папки-передвижки

Консультация для родителей по теме «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Валентина Степанова
Консультация для родителей по теме «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

«Значение развития мелкой моторики у детей»

   Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.  Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы, так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

Публикация «Консультация для родителей по теме „Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста“» размещена в разделах

    Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой : нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

    Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

    К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках.   Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики.  А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.   Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.        

   Уже классическим стало утверждение о том, что развитие руки помогает развитию речи ребенка дошкольного возраста и развивает мышление.  И всем воспитателям, и логопедам известны слова М. М. Кольцовой «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Это положение вошло в педагогику в 70-ые годы 20 века и обосновано как результатами проведенного эксперимента с детьми, так и анатомией головного мозга.

   Но всегда встречались и встречаются семьи, в которых очень много занимаются с детьми развитием мелкой моторики, покупают специальные игрушки и пособия (шнуровки, пазлы, бусы) но результат не радует, и сдвига в развитии речи и мышления почему-то не происходит. И есть другие семьи, где специально вроде бы развитием мелкой моторики не занимались, и на занимаются, ребенок просто лепит, рисует, играет, помогает маме по дому, а с мелкой моторикой всё в порядке, да и малыш явно очень сообразительный и с хорошо развитым мышлением и речью. Значит, специальные игры не панацея? Или мы их не так проводим? И чего-то явно не знаем? Да, это действительно так! Ведь пальчиковые игры и упражнения – это лишь инструмент. И надо еще уметь им пользоваться! Ведь и другими инструментами мы учимся пользоваться – учимся играть на скрипке, шить на швейной машине или вязать крючком. Если же мы без обучения и без специальных знаний попробуем играть на скрипке Паганини, из этого не получим нужного результата.

   Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, важно какие упражнения мы делаем с ребенком и как.

Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой – если у малыша это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко. И идем дальше к освоению новых движений.

Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).

   Детишкам нужно давать играть разными предметами, давать им закрывать и открывать крышки у банок и коробочек, всякие кубики, пирамидки, специальные вкладыши и шнуровки. Существуют также специальные упражнения для развития мелкой моторики рук у детей. Есть много книжек с описанием этих упражнений, если у ребенка общее недоразвитие речи, и он посещает специальную группу в детском саду, то этими играми с детьми будут заниматься преподаватели. Наряду с развитием мелкой моторики рук и речи у детей с ОНР, преподаватели подготовят таких детей к письму, разработают пальчики, и у них не будет потом проблем в школе.

   У детей постарше мелкую моторику рук хорошо развивает рисование, аппликация, вышивание, развязывание узелков на веревочке. Пусть у вашего ребенка будет целый набор для домашнего творчества: карандаши, краски, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин. С детьми постарше можно уже делать настоящие поделки, что-то клеить и шить. Можно выкладывать счетными палочками разные узоры, можно писать графические диктанты (в тетрадке в клеточку, вы диктуете ребенку, сколько отложить отрезков (считать по клеточкам) в ту или иную сторону, вверх, вниз). Такие диктанты позволяют не только хорошо развивать мелкую моторику рук, но и пространственное воображение, ребенок запоминает понятия вверх-вниз, влево-вправо.

   Пусть игры вашего ребенка будут короткими – достаточно и нескольких минут в день, но они должны быть доведены до конца. Весь материал для игр после занятий нужно убирать и не давать ребенку, иначе он быстро потеряет к ним интерес. Начинать ежедневные занятия следует с массажа пальчиков и рук: поглаживаний и потираний пальчиков, пощипывания.

   Главное – проявить терпение, ведь упражнения нужно выполнять ежедневно, начиная с самого раннего возраста малыша. Зато потом у ребенка не будет проблем ни в саду, ни в школе. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг. Наряду с развитием мелкой моторики рук, развиваются память, внимание, интеллект. Поэтому важно выполнять упражнения на мелкую моторику рук регулярно, так вы поможете вашему малышу быстрее развиваться и учиться.

   Ну и, конечно, нужно, чтобы упражнения на развитие мелкой моторики рук вы и ваш малыш делали с удовольствием, в хорошем настроении. Наряду с развитием мелкой моторики рук, не стоит забывать и об общем развитии вашего малыша. Автор разных методик развития детей Сесиль Лупан рекомендует с самого раннего возраста развивать музыкальный слух, художественный вкус малыша, учить его читать и считать. И пусть вам кажется, что малыш пока ещё ничего не понимает, что результатов не видно. Но очень быстро ваш малыш подрастет и удивит вас и своей развитой речью, и своими познаниями, и интеллектом. Для этого нужно совсем немного – верить в способности своего малыша, и развивать мелкую моторику рук ребенка, заниматься с ним чтением, арифметикой и всем тем, что интересно ему и вам.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возрастаДидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Мои малыши - это просто непоседы. Любят бегать, прыгать, танцевать, играть. Надо обладать большой фантазией, чтобы их увлечь с пользой.

Фотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаФотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" (В. А. Сухомлинский). "Рука - это инструмент всех инструментов" (Аристотель). В этом учебном.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста»Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста» Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей по теме «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Опубликовано: 17 мая 2021 в 22:30
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей по теме «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Степанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД