Логункова Лариса
Презентация «Девять экранов мышления по Г. Альтшуллеру — один из эффективных методов технологии ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
С учетом перехода на новые стандарты (ФГОС) изменилась стратегия образования и соответственно концепция воспитания и обучения нового поколения детей, социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.
«Девять экранов мышления по Г. Альтшуллеру - один из эффективных методов технологии ТРИЗ развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста».
Публикация «Презентация „Девять экранов мышления по Г, Альтшуллеру — один из эффективных методов технологии ТРИЗ“» размещена в разделах
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Один из методов технологии ТРИЗ основатель, которого Генрих Саулович Альтшуллер.
Для решения современных задач по развитию детей младшего дошкольного возраста я разработала проект по данной технологии.
2 слайд
Цель проекта - повышение уровня речевой культуры, развития речи детей младшего дошкольного возраста, в том числе, методом «Девять экранов мышления по Г. Альтшуллеру» технологии ТРИЗ (существует несколько методов : Метод мозгового штурма, Метод фокальных объектов, Метод морфологического анализа)
Задачи проекта:
3 слайд
Тип проекта: познавательно-интеллектуальный
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатель, родители
Срок выполнения: долгосрочный
Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Возраст: 3-7 лет
4 слайд
ТРИЗ -ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Системный оператор ТРИЗ : расширяем поле поиска сильных решений
В условиях современной системы образования проблема развития системно-логического мышления детей приобретает особую актуальность.
Именно технология ТРИЗ наиболее полно позволяет педагогу реализовывать эти важнейшие принципы в доступной и интересной для детей форме: обучение детей способам самостоятельного добывания информации возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Поэтому ТРИЗ можно назвать школой творческой личности. Применение элементов ТРИЗ в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем
Сегодня мы рассмотрим один из таких приёмов известный нам как «волшебный экран», или «системный оператор».
Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов.
Что он из себя представляет:
Это квадрат который разделён на 3,5,9 частей (экранов).
Работу с детьми лучше начинать с трёхэкранки или как ещё её называют «Системный лифт». Он может быть как вертикальным, так и горизонтальным. Вертикальный позволяет рассмотреть предмет в системе, подсистеме и надсистеме. А горизонтальный помогает рассмотреть объект во временном аспекте.
Самое большое распространение в работе с детьми дошкольного возраста получил «Волшебный экран» с пятью частями (пятиэкранка) и девятью частями (девятиэкранка).
Автор и разработчик данного алгоритма – Г. С. Альтшуллер.
В ТРИЗ педагогике активно используется такой метод, как «системный оператор». Безусловно, эта методика является принципиально важной для гармоничного, всестороннего и по-настоящему активного творческого мышления у детей (и взрослых, кстати, тоже). Используемый метод системного анализа хорош тем, что он расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка и, конечно, развивает речь и воображение. Сегодня предлагаю вам узнать про то, что такое системный оператор ТРИЗ, как он работает и где может применяться.
Учимся мыслить системно!
5 слайд
Как же работает системный оператор?
По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:
• Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.
• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.
• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.
• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?
• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?
• Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?
Кроме этого, Альтшуллер выделяет такое понятие, как «антисистема». Под ним понимается некий объект/группа объектов, которые в той или иной форме противодействуют изучаемой нами системе. Это своеобразные враги исследуемого объекта, которые каким-то образом мешают ему.
6 слайд
Если привести примеры работы системного оператора в детском саду, то получится примерно следующее:
Система лиса
• Подсистема: глазки, носик, ушки, мягкие лапки, пушистый хвостик.
• Надсистема: лесные животные.
• Прошлое: раньше лиса была маленьким лисенком, о нём заботилась мама-лисичка, она кормила его молочком, учила добывать пищу, прятаться от хищных зверей.
• Настоящее: сейчас лиса взрослая, она красивая, сильная, ловкая, хвост пушистый.
• Будущее: лисенок будет взрослеть, превратиться в старого, мудрого лиса, который будет заботиться о своих внуках.
• Антисистема: лисенок боится волка и медведя потому, волк охотится на него и может его съесть.
7 слад
Игра «Яблонька» (рассматривание задуманного объекта)
- что это? (дерево) Какое оно? (красивое, живое - что делает)
- из чего состоит?
- где находится (варианты ответов)
- чем дерево было в прошлом?
- где оно могло находиться?
- раз мы уже знаем, что это яблоня, какой она станет весной (цветущей, и у нее появятся (цветы, а какой она станет осенью (плодоносящей) и – яблоки.
- яблоки так и останутся на дереве? (варианты ответов).
Итак, в старшем возрасте мы соблюдаем правильную последовательность, так как она дает более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему.
Но также эту систему можно рассмотреть с детьми с разных точек зрения, в зависимости от того, какие задачи нам необходимо решить. И открывать только те экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой-либо цели. При этом достаточно рассмотреть систему только по вертикали, или по горизонтали, открывая по три и даже два «окошка».
8 слайд
Игры на выявление над-системных связей помогают определить и закрепить среду обитания живых объектов и их местонахождение.
Дети любят играть в эту игру и легко называют –
где объект живет или может находиться.
Игра «Слон» (определение среды обитания и местонахождения)
- где слон живет? (в Африке, в Индии)
- а где он может находиться? (цирке, зоопарке)
Как видите, такая технология, с одной стороны, предельно проста. Но, с другой стороны, она позволяет деткам любого возраста получить исчерпывающую информацию о том объекте, который они изучают. Только представьте, сколько всего нового узнают малыши, если заниматься по данной методике каждый день.
Игровая форма подачи теории и отработки ее на практике дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед педагогом и другими ребятами, перед обучением и новой информацией.
В итоге, у малышей:
• Формируется своя точка зрения на различные вещи.
• Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.
• Развивается находчивость. Они не пугаются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.
• Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.
• Развивается творческое и образное, причинно-следственное, мышление, фантазия.
• Появляется смелость общения.