Лидия Кармадонова
Использование артикуляционной гимнастики в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Тема методического объединения: «Применение инновационных образовательных технологий в работе с детьми с особыми возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста в рамках ФГОС»
Инновационный подходКомплексы артикуляционной гимнастики по лексическим темам
Публикация «Использование артикуляционной гимнастики в работе с детьми» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Артикуляционная гимнастика – это специальный комплекс упражнений, цель которых состоит в том, чтобы как можно лучше развить артикуляционный аппарат ребёнка. Конечно, малыши уже с самого рождения выполняют различные непроизвольные движения при помощи губ и языка. Они ещё не умеют говорить, но пытаются издавать различные звуки, похожие на улюлюканье, агуканье, лепет или еле слышное бормотание. Эти попытки грудничка поговорить являются своего рода гимнастикой. В результате постоянных тренировок дифференцированность и точность речевого произношения у ребёнка формируется постепенно.
У всех детей с речевыми проблемами нарушена не только подвижность органов речи, но и кинестетическое восприятие от них. Соответственно «речевики» не могут воспроизводить звуки и серии звуков правильно. Для подготовки мышечной системы ребёнка к исправлению речевых дефектов используют артикуляционную гимнастику. Важность артикуляционной гимнастики трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Так же артикуляционная гимнастика необходима детям с верным, но вялым произношением, так называемой «кашей во рту».
Комплекс артикуляционной гимнастики выполнен в форме презентаций с оформлением, соответствующим лексической теме. Сочетание артикуляционных упражнений с определённой лексической темой способствует закреплению словарного запаса по теме, повышает интерес детей к изучаемому материалу. Для того, чтобы выработать определённый артикуляционный уклад, упражнения необходимо систематически повторять, а это довольно скучное занятие. Повторение одних и тех же упражнений, но в различной интерпретации, не надоедает детям, а каждый раз воспринимается ими по-новому. Название упражнений и сами упражнения я использовала традиционные, но обыграла их в рамках каждой лексической темы. Для точного показа артикуляционных поз использованы фотографии. Фотографии сделаны с согласия родителей. Дети всегда лучше воспринимают артикуляционную гимнастику, сопровождающуюся малыми стихотворными формами. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному артикуляционному упражнению, но и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений. В презентациях использованы стихи Цвынтарного, других авторов, частично своего собственного сочинения. Оговорюсь, что не претендую на литературные шедевры. Для меня главное, чтобы стихотворение отражало суть упражнения, было выдержано ритмически и по времени и способствовало закреплению словарного запаса детей по определённой лексической теме.