Мария Тобак
Преодоление учебной неуспешности у обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Школьная неуспешность
– нежелание или неспособность ученика выполнять требования образовательной программы общего образования, потеря интереса к школьной жизни и позиции обучающегося; педагогическая запущенность, трудновоспитуемость. Учебная неуспешность обучающихся - это ситуация, когда обучающиеся оказываются не в состоянии по тем или иным причинам полноценно осваивать образовательную программу.
Публикация «Преодоление учебной неуспешности у обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах
Мы все понимаем, что у детей с ОВЗ плохая память, слабая концентрация внимания, не достаточное развитие мышления и речи, а также неумение анализировать и понимать причины своих успехов и неудач. Именно с этой целью разрабатываются адаптированные программы образования.
Но сегодня я бы хотела поговорить о другом.
Самая распространенная причина возникновения школьной неуспешности – это отсутствие заинтересованности в происходящем учебном процессе. Если ребенку интересна тема, то он в состоянии запомнить и усвоить огромный поток информации. К сожалению, школьная программа и интересы учащихся не совпадают в большинстве случаев.
Т. к. я являюсь учителем английского языка, то на примере своего предмета я бы хотела рассказать о нескольких способах заинтересовать учащихся.
Начнем с
начальной школы.
Самым сложным для маленьких учеников является удержать долго свое внимание на одном занятии. В начальной школе урок должен быть максимально разнообразным. Зачастую учителя игнорируют физкультминутки, считая их лишней тратой драгоценных минут урока. С самыми маленькими, вместо банального «Good morning, Good morning, Good morning to you», я люблю начинать урок с песенки «Hello Song», дети с удовольствие повторяют движения героев и подпевают. Таким образом мы настраиваемся на позитивный лад и переключаемся на английский язык. К любой новой теме мы можем подобрать песенку, которую дети будут с удовольствием распевать. Возьмем всем известные «head, shoulders, knees, and toes», «What’s the weather?», «This is the way we wash our face» и так далее. Все песенки я беру с сайта Super Simple https://supersimple.com/
Наверняка многие из вас сталкивались с проблемой запоминания новой лексики у детей с ОВЗ. На прошлой неделе мы провели интегрированный урок, совместно с педагогом-психологом нашей школы. Детям показали несколько приемов нейрогимнастики для активации мозговой деятельности, а затем вводили новую лексику несколькими способами: флэш-карты, карточки с переводом, написание слов на доске (разбившись на команды) и закончили урок песенкой «Let’s go to the zoo».
Так же групповые игры прекрасно способствуют на отработку новой темы. Больше всего дети любят игры типа sorter. Вот пример отработки форм глагола to be. Делим учащихся на команды (в зависимости от наполняемости класса, но желательно не больше 5 человек, раздаем командам щеночков и просим их покормить.
Средняя школа
С подростками всегда сложнее, т. к. крайне трудно угнаться за всеми их новинками и модными трендами. Здесь меня всегда спасали мои собственные дети, да и ученики с удовольствием делятся заинтересовавшими их темами. С подростками уже не попоешь «Hello song», но дети с удовольствием откликаются на нейрогимнастику, тот же «классный заяц» отлично разряжает обстановку.
Недавно с учениками 5 классов проходили тему My collection по учебнику Spotlight. Там есть небольшой текст с устойчивыми фразами и оборотами, но речь шла о марках (stamps). Как вы считаете, часто ли современный пятиклассник сталкивался с марками? Добрую половину урока мне пришлось объяснять детям, что такое марки. Естественно, что для детей это было совершенно скучная тема. Но как только мы с марок переключились на наборы наклеек, то дети ожили. Как я уже знала, многие увлекаются коллекционированием наклеек. Хорошо, что эта тема оказалась детям близка и понятна. Урок тогда потек совершенно в другом русле.
К счастью, сейчас в интернете можно найти множество интересных заданий. Все дети, и даже подростки, с удовольствием смотрят мультфильмы. На уроках можно просмотреть небольшой отрывок из нового мультфильма и дать небольшое задание. Вот примеры рабочих листов к отрывкам из Энканто и Зоополиса. Чаще всего я мотивирую детей просмотром мультфильма, если хорошо справятся с контрольной.
Так же на отработку грамматики вполне можно использовать мультфильмы или фильмы. По мультфильму «Красавица и Чудовище» прекрасно отрабатывается Past Simple.
Не стоит забывать, что дети любят играть, в игровой форме намного интереснее изучать скучную грамматику. В современном мире и игры должны соответствовать времени. Интерактивные игры в формате Power Point идеально подходят для работы в классе. Только представьте восторг подростка, когда учитель открывает игру, а там его любимые аниме-персонажи, или персонажи компьютерных игр. Даже самые не замотивированные учащиеся включаются в процесс. Предлагаю попробовать одну игру на отработку 2 типа условных предложений.
Как считаете, понравится ли детям отрабатывать грамматику таким способом?
Старшее звено
Долго останавливаться на старшем звене не буду, т. к. мы все же разбираем преодоление неуспешности у школьников с ОВЗ.
Старшеклассники любят интерактивные игры не меньше других. Но все же им льстит, когда принимаешь их «взрослость» и урок уже строится на более «взрослых» интересах. Естественно, что от программы мы никуда не уходим, но в конце урока вполне можно посмотреть какой-либо фильм, деля его на 5-7 минутные отрывки, и заполняя специальные рабочие тетради. Вот рабочая тетрадь по недавно нашумевшему фильму Нетфликс «The Tinder swindler». Скажу прямо, что дискуссии у нас возникали вполне серьезные.
И пусть иногда наши игры или фильмы занимают больше времени, чем положено согласно плану урока. Главное, что учащиеся проявляют заинтересованность в предмете, начинают самостоятельно искать интересные отрывки в мультфильмах, подбирать интересных персонажей для игр. И неуспешность вполне можно помогать преодолевать учащимся при помощи своей собственной заинтересованности и неравнодушии.