Любовь Медведева
Преемственность дошкольного и начального общего образования посредством реализации программы «От Фребеля до робота»
▼ Скачать + Заказать документы
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определённую стадию развития,
проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
В рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота : растим будущих инженеров» в нашем детском саду с детьми проводится непосредственно образовательная деятельность, где дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно, в занимательной и игровой форме получают знания по техническим наукам. Содержание образовательной деятельности может реализоваться как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
Публикация «Преемственность дошкольного и начального общего образования посредством реализации программы „От Фребеля до робота“» размещена в разделах
Подготовка детей к изучению технических наук - это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлечённых своим делом людей, обладающих инженерно - конструктивным мышлением. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребёнок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Поэтому, очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов - от воспитанников детского сада до студентов.
Подобная преемственность становится необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и помогает в дальнейшем, при освоении геометрии и инженерного дела.
Реализация модели технологического образования требует соответствующих методик.
Процесс организации каждого занятия проходит по следующим этапам:
1. На первом этапе мы определяем новые слова, которые «обживаются» не только на занятии, но и в течение дня (новые слова ввести в словарь детей). Педагогу также необходимо самому использовать слова в речи.
2. Второй этап – проговариваем правила техники безопасности на занятиях. Заносим в инженерную книгу схемы, рисунки по теме.
3. Намечаем цель для создания той или иной модели или вещи. Так же заносим графические схемы, символы в инженерную книгу.
4. Стимулирование инициативы детей. Обсуждаем с детьми идеи, связанные с их играми, задаём вопросы и вводим новую информацию для развития мышления детей (поддержка детских идей).
5. Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений). Используем разные ситуации, чтобы побудить детей к общению. Задаём открытые вопросы, например, Что хочешь делать? Из чего или на чем? И т. д.
6. Конструирование/экспериментальная деятельность. Дети самостоятельно выбирают себе рабочее место, инструменты и материал для работы (организовывают своё пространство).
7. Конструктивно - модельная деятельность. Инженерная книга ведётся регулярно, отражает живой процесс работы над моделями, т. е. в ней фиксируется весь технический процесс.
8. Обсуждение построек. Оценка деятельности (что хотели – что получилось). «Мне не хватило…», «Не получилось по схеме…» и др.
9. Обыгрывание моделей (стимуляция активного словаря). После занятия дети обыгрывают свои модели через различные игры.
10. Вовремя и после занятия фотографируем детские модели и детскую деятельность по их созданию. Ребёнок должен быть окружен своими фотографиями в деятельности. Можно вклеить в инженерную книгу (след в истории).
11. Размещение моделей и конструктивных материалов в предметно-пространственной среде группы. Работы детей в итоге образовывают общий продукт (оформляем выставку, коллажи, панно и т. д.).
Последовательность, очерёдность этапов может меняться. Открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.
Обязательный этап технологии реализации программы "От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров" – является инженерная книга.
Инженерная книга представляет собой подробный дневник всех занятий с детьми. Это может быть блокнот, папка или отдельные листы бумаги А4, ведётся каждым ребёнком, где он фиксирует всё, что для него значимо. В ней отражаются все этапы продвижения инженерного проекта, проблемы, задачи, решения описываются «детским языком».
Но прежде всего, работа в «Инженерной книге» - это игра. Где дети выполняют игровые роли (проектировщика, конструктора).
В инженерной книге дети отмечают:
1. Тема постройки.
2. Выбор конструктора или материала, цвет.
Детям в ходе работы необходимо найти нужный рисунок и поставить любой значок (галочку, крестик, исходя из того, что им необходимо в работе).
3. Инструменты ( с помощью каких инструментов будет строиться постройка: ножницы, клей, проволока, нитки, ключ гаечный и т. д.)
4. Правила техники безопасности на занятиях по конструированию и в различных ситуациях, связанных с темой непосредственно образовательной деятельности (на производстве).
5. Выбираем участников постройки. Будем работать по одному, парами или группами.
6. Части постройки.
7. Алгоритм, схему, простейший чертёж или рисунок постройки.
8. Результат конструктивно-модельной деятельности. Фотография готового объекта. Самооценка.
Самое главное – необходимо предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнав новое, дети учатся выражать своё отношение к происходящему. Они погружаются в организованную взрослыми и самостоятельно созданную игровую жизненную ситуацию. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.
Как же влияет конструирование и робототехника на развитие ребёнка?
Формируется способность к волевым усилиям, направленных на достижение результата.
Развиваются способности к планированию, самоорганизации.
Развивается воображение, образное мышление, графические умения.
Развиваются способности систематизировать, умение выполнять инструкцию взрослого, что необходимо ребёнку в школе.
Формируются умения работать с символьным материалом, что помогает удержать в памяти словесный материал.
Развиваются творческие способности, мелкая моторика.
Дети приобретают современные политехнические представления и умения.
Формируются предпосылки технических и технологических компетенций.
Развиваются познавательные процессы (восприятие, воображение, мышление, память, речь и др.).
Формируются личностные качества (самостоятельность, инициативность, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, толерантность, стремление к успеху, потребность в самореализации).
Формируются навыки коммуникации межличностного общения, «командный дух», умение работать в команде.
Техническое творчество - это не только подготовка «будущих инженеров», это воспитание успешной личности.