Елена Ивановна Гуцул
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. При этом около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них-овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения-одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность тяжело. Поэтому к обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольного учреждения.
Публикация «Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Ведущие учёные (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. Е. Чиркина, И. К. Колпаковская, А. В. Ястребова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. К моменту поступления в школу словарный запас ребенка включает около 5-6 тысяч слов, и он правильно употребляет их в речи. Обычно к этому времени у детей формируются и пространственно-временные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, общая моторика, мелкие движения пальцев рук. То есть, другими словами ребенок достиг уровня физической, нервно-психической и интеллектуальной зрелости. Соответственно, стойкие нарушения в усвоении навыков чтения и письма могут вызвать нарушения зрения и слуха, недоразвитость речи, общей и мелкой моторики, нервно-психические заболевания. Частичное нарушение чтения принято называть дислексией, а письма – дисграфией.
Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма. Данное нарушение является препятствием для овладения учениками грамоты и грамматики языка.
Дислексия – это частичное расстройство навыков чтения, которое вызвано распадом или недостаточной сформированностью психических функций, принимающих участие в процессе чтения. При дислексии ребенок неправильно распознает различные знаки и символы, вследствие чего и в понимании смысла прочитанного появляются сложности.
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей.
По предупреждению у детей дисграфии и дислексии, для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как: развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; совершенствование тонкой и общей моторики; закрепление в связной речи поставленных логопедом звуков; формирование навыка звукослогового анализа и синтеза; подготовка руки к письму; совершенствование пространственно-временных представлений; развитие памяти, внимания, мышления. Самым эффективным методом решения данных задач является использование обучающей игры, как основного вида деятельности дошкольника. В режиме дня предусматривается использование игр во время утреннего приема, перед занятием, после занятий, после дневного сна. Кроме того, игры могут быть использованы на разных занятиях, в первую очередь на занятиях по развитию речи, и на прогулках. Обучение не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому в данном случае ведущим будет метод практических заданий. Для реализации поставленных задач предлагаю использовать следующие игры и упражнения, которые применяю в своей практической деятельности.
1. Игры на развитие слухового внимания:
-«Узнай инструмент» (музыкальные инструменты и игрушки)
- «Догадайся, кто кричит?» (голоса домашних животных и птиц)
- «Догадайся, что звучит?» (звуки природы)
- «Узнай по звуку» ( производятся разные шумы в групповом помещении: шелест бумаги, удары предмета о предмет, перелистывание книги и т. п.)
-«Слушай и делай»
-«Делай как скажу, а не как покажу»
-«Подскажи словечко» (Солнце светит очень ярко, бегемоту стало (жарко). Я сегодня утром рано умывался из-под (крана).)
-«Послушай и сделай»
-«Какое слово отличается от других?»
-«Четвёртый лишний»
-«Определи на слух самое короткое слово»
-«Съедобное-несъедобное» (из слов близких по звучанию выбрать название только тех предметов, которые можно есть: Банан, диван, барабан. Сапоги, пироги, утюги.)
2. Игры на развитие зрительной памяти и внимания:
- «Что изменилось?», «Что пропало?» - используются предметные картинки
- «Посмотри, запомни, назови»
- «Нарисуй узор»
- «Собери цепочку» - по образцу из геометрических фигур
- «Найди фигуру» - направлена на закрепление сенсорных навыков (цвет, форма);
- «Подбери фигуру» - детям предлагается соединить линией овощ (фрукт) и геометрическую фигуру, на которую он похож по форме
- «Найди и назови» - направлена на повторение и закрепление обобщающих понятий, предлогов пространственного значения над, под, между. Дети усваивают понятия, как верхний, средний, нижний ряд, справа, слева.
- «Кто (что) слева», «Кто (что) справа»
- «Назови семью животных» - детям предлагают выбрать картинку животного и подобрать круг такого цвета, чтобы соответствовал окраске животного. В данном игровом упражнении дети учатся образовывать качественные прилагательные.
- «Что спряталось?»
- «Что перепутал художник?»
3. Игры и игровые упражнения на развитие слуховой памяти и фонематического восприятия:
- «Что звучит?»
- «Определи, где звучит?»
- «Кто хлопал?»
- «Запомни, повтори» (ряды звуков, слогов, слов)
- «Угадай, кто сказал»
- «Выдели слово» (Детям предлагают выполнить действие (хлопнуть, топнуть) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком)
- «Какой звук есть во всех словах?» (Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: самокат, сумка, самолёт - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах)
- «Назови предмет в комнате с заданным звуком» (Попросить назвать предмет с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начинается на "С", в середине слова звук "Т" и т. д.)
- «Скажи наоборот» (Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.)
- «Верно-неверно» (взрослый показывает детям картинку и громко, чё тко называет изображение: "вагон". Затем объясняет: я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши" Затем он произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т. д. Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.)
- «Найди пару» (Вслед за взрослым ребёнок произносит название всех картинок к упражнению. Затем называет парами те картинки, названия которых звучат похоже: Полено – Колено; Вагон – Флакон; Батон – Лимон; Утка – Дудка; Пакет – Букет)
4. Развитие графических навыков, мелкой моторики рук при подготовке детей к письму
Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики:
- Пальчиковая гимнастика: а) упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, в стороны, вверх); б) специальные упражнения на столе (выполняются сидя)
- Массаж и самомассаж пальцев рук
- Теневой, пальчиковый театр
- Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него.
- Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
- Печатание букв в тетради
- Составление букв из элементов
- Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой (составление узора по образцу)
- Конструирование, работа по развитию конструктивного праксиса
- Работа с пластилином (лепка)
- Выкладывание фигур из спичек (палочек).
- Составление фигур, узоров из геометрических элементов (по образцу)
- Графические игры, диктанты (обведи рисунок, заштрихуй лишний предмет, дорисуй узор)
- Рисование штрихов, палочек («Нарисуй иголки ежу», «Нарисуй зёрнышки птицам", "Нарисуем шёрстку мишке")
- Рисование по точкам
- Проведение прямых вертикальных, горизонтальных линий («Дождик», «Осенние листочки» «Снежинки», «Помоги зайчику добраться до морковки»)
- Проведение прямых линий в разных направлениях («Снежинки падают в сугроб», «Положи кубики в коробку», «Собери ягоды в корзинку», "Поставь цветы в вазу")
- Проведение ломаных линий («Крутые виражи»)
- Проведение округлых и волнистых линий («Замотай клубочек», «Дым идёт из трубы»)
- Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом». (Упражнения выполняются только карандашом.)
5. Формирование навыка звукослогового анализа и синтеза
- «Сосчитай правильно»
- «Длинное – короткое» (различать длинные и короткие по звучанию слова)
- «Слоговой кубик» (произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике)
- «Змея–червяк» (умение определять длинные и короткие слова)
- «Телеграф» (деление слов на слоги)
- «Конец слова за тобой» (каША, ваША, ДаША, МаША, МиША)
- «Рассели животных по домикам»
- «Назови первый звук»
- «Звуки рассыпались»
- «Живые звуки»
- «Поймай словечко в ладошки»
- «Найди слово, которое спряталось в названиях картинок» ( картинки: шапка, аист, рыба: шар)
- «Цепочка слов» (ребенок выделяет последний звук в слове и подбирает слова с этим звуком)
- «Нарисуй схему слова»
- «Расставь буквы по порядку»
- «Подбери схему к слову»
- «Соотнеси звук с буквой»
- «Новое слово» (предлагается изменить предложенное слово путё м замены одного звука другим: сок – шок, топот – шёпот, бак – бык)
- «Определи место звука в слове»
- «Счетовод» (ребёнок откладывает столько палочек (пуговиц или других мелких предметов, сколько звуков в слове)
- «Цифры и звуки» (ребёнок показывает цифру, которая соответствует количеству произнесённых заданных звуков)
- «Звуковой кубик» (На гранях кубика написаны цифры от 3 до 8 (нарисовано от 3 до 8 кружков). Ребёнок бросает кубик. В соответствии с выпавшей цифрой (количеством кружков) нужно подобрать предмет (картинку, слово с таким же количеством звуков в названии.)
- «Добавь звук» (Дети добавляют звук в начало или конец слова, чтобы получилось новое слово. шар - шарф; оса-коса)
- Логопедические игры-лото
- «Звук заблудился» (На клумбе выросли козы (розы). Днём на розах распустились батоны (бутоны). Я сорвал цветы и поставил их в вату (вазу). Потом я пошёл в магазин и купил бутоны (батоны) к чаю.)
На более поздних этапах работы дети могут отгадывать ребусы и кроссворды.
6. Дидактические игры для совершенствования пространственно-временных представлений
- «Что где находится?» (ребенку предлагается ответить на вопросы, где какой предмет находится)
- «Составление разрезных картинок» (предметных и сюжетных по готовому образцу и без него)
- «Откуда и чей голос?»
- «Следопыт» (по рисунку-схеме комнаты дети находят спрятанную игрушку.)
- «Что дальше, что ближе к нам в комнате?»
- «Твой путь в детский сад»
- «Что длится короче» (час или минута, час или день и т. п.)
- «Определи возраст человека»
- «Когда это бывает?» (по иллюстрации деятельности людей в разные части суток, времён года ребёнок должен сказать, когда это бывает)
- Ориентировка на листе бумаги
- «Зашумлённые картинки»
- «Изографы»
7. Развитие памяти, внимания, мышления
- «Запомни и раскрась картинку» (Дети слушают «цветные стихи», запоминают, какие цвета там есть, затем по памяти раскрашивают картинку: «Вот желтый дом, крыша красная на нем, черный пес на страже. На заборе голубом сидят воробышки вдвоем».)
- «Четвёртый лишний»
- «Узнай по описанию»
- «Найди пару»
- Толкование пословиц и метафор
- «Что изменилось?»
- Отгадывание загадок
- «Назови одним словом»
- «Подумай, назови» (назвать по порядку времена года, дни недели, месяцы и т. п.)
- «Продолжи ряд» (продолжать ряд картинок, фигурок, значков, сохраняя принцип чередования)
При работе по профилактике дисграфии нужно задействовать у ребё нка все анализаторные системы: зрительную, слуховую, тактильную.
С целью профилактики нарушений чтения у дошкольников на занятиях проводится работа по развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях:
1) развитие анализа предложений;
2) развитие слогового анализа и синтеза;
3) формирование и развитие фонематического анализа и синтеза.
Предлагаю задания и игры, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.
- «Найди букву» (среди других на карточке, газетных заголовках)
- Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек, изготовление буквы из проволоки, семечек, гороха, гречки
- Ниткография (изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки)
- «Допиши букву»
- Обведение контура букв, выполненного пунктиром
- Реконструирование букв: добавлением или убавление элементов, изменение пространственного расположения элементов (из буквы т получить букву г);
- «Письмо на спине»
- «Узнай букву по описанию» (две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая)
- «Составь слово» (из начальных букв картинок)
- Письмо по памяти (ребёнок читает слово, запоминает и печатает его по памяти)
- «Почини слово» (составить слово из набора слогов)
В результате целенаправленного и систематического использования данных игр и упражнений у детей :
-повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
-развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
Использование специальных игр, упражнений на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует устранению речевых нарушений, а также профилактике нарушений чтения и письма.