Татьяна Гальцева
Предупреждение и разрешение конфликтов, возникающих в процессе взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Медиация - это одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора. Медиатор помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору. При этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Публикация «Предупреждение и разрешение конфликтов, возникающих в процессе взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Прообразом будущей медиации стало третейское разбирательство, которое осуществлялось посредством привлечения к разрешению споров нейтральной третьей стороны – арбитра.
Медиация в современном ее понимании возникла только во второй половине XX в.
В начале 2000-х гг. на уровне Европейского Союза начали появляться идеи о внедрении медиации в гражданский оборот. Так, в 2004 г. Европейской комиссией был принят Европейский кодекс медиаторов. Самое важное, что стран-участниц ЕС обязали к 2011 г. принять соответствующее национальное законодательство о медиации. Таким образом, на сегодняшний момент медиация является необходимым элементом примирительной практики во всех странах Европы.
В России посредничество как способ урегулирования споров также известен издавна. К нему обращались для улаживания конфликтов как внутри крестьянской общины, так и в высшем обществе, например, для разрешения княжеских ссор и междоусобиц.
Медиация как прогрессивное направление мирных стратегий разрешения конфликта стала зарождаться в современной России только после распада Советского Союза, с середины 90-х гг. Появление медиации в России было обусловлено тем, что увеличилась нагрузка на суды, а медиаторы в некоторых случаях стали предлагать более быстрое и доступное разрешение спора.
Применение медиации затрагивает различные области:
споры и разногласия между членами сообществ и соседями,
споры и конфликты жилищного характера,
проблемы, возникающие при разводе,
проблемы при определении будущего места жительства детей после развода родителей,семейные разногласия,
конфликты в сфере здравоохранения,
сложности взаимопонимания в образовательном процессе,
конфликты между руководством и трудовым коллективом,
а также различные непонимания, разногласия и конфликты, которые находятся в компетенции медиатора.
Процедура медиации основывается на следующих принципах:
1. Добровольное участие сторон.
2. Беспристрастность.
3. Наделение конфликтующих властью для возможности принять самостоятельное осознанное решение.
4. Конфиденциальность и защита полученной информации.
5. Компетентность и профессионализм медиатора.
С 2010 года ведется активная просветительская работа, нацеленная на распространение информации о доступных и эффективных методах решения спорных ситуаций. В России были созданы специализированные центры, которые занимаются просветительской и учебной деятельностью в плане подготовки медиаторов.
Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия; в некоторых случаях - помочь найти варианты условий, на которых может быть урегулирован спор. Медиатор не исследует доказательства и не дает оценку правомерности требований сторон, его главная задача - обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников.
Медиатор ориентирован на достижение чётких соглашений между участниками спора о том, как они будут решать конкретные вопросы, осведомлён о человеческих чувствах, но не должен чувствовать. Так же медиатор контролирует процесс, но не стремится открыто влиять на участников или результат, как правило, организует переговоры между сторонами лицом к лицу, и лично присутствует при этом. Медиатор должен быть нейтральным и требует от обеих сторон готовности к переговорам.
Для того чтобы превратить образовательную среду в безопасное пространство для всех участников образовательного процесса, а также вследствие вступления в силу законодательства, была создана муниципальная служба медиации, которая служит своего рода платформой для мирного разрешения конфликтов, снижения уровня агрессии и сохранения добрых взаимоотношений.
Муниципальная служба медиации городского округа город Нововоронеж создана на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж»
Целью работы городской службы медиации является профилактика правонарушений среди участников образовательного процесса образовательных учреждений городского округа город Нововоронеж, а также разрешение конфликтных и противоправных ситуаций и общественно-опасных деяний с использованием процедуры медиации.
Как же проходит медиация? Во – первых, хотелось бы сказать, что обе стороны должны захотеть решить спор, не прибегая к суду. Далее конфликтующие стороны выбирают медиатора и консультируются с ним. Медиатор обязан взять добровольное согласие у конфликтующих сторон на проведение процедуры медиации и переговоров, так называемых кокусов. Затем медиатор и конфликтующие стороны прорабатывают взаимоприемлемые решения и подписывают медиативное соглашение. А далее конфликтующие стороны для себя решают соблюдать или не соблюдать медиативное соглашение.
Необходимо заметить, что процедура медиации является длительным процессом, но этот процесс не должен превышать 3 - х месяцев.
За один год работы муниципальной службы медиации г. Нововоронеж было разобрано 9 конфликтных ситуаций, итогом 8 - ми стало подписание медиативных соглашений. Так же было проведено 10 консультационных бесед.
Так как муниципальная служба медиации в своей работе придерживается принципа конфиденциальности, информацию по конфликту и суть каждого отдельного случая медиаторы разглашать не в праве, могу лишь отметить, что все случаи, рассматриваемые за период работы муниципальной службы, относились к категории семейных конфликтов с участием и в отношении несовершеннолетних.
Муниципальная служба медиация является совершенно новой структурной единицей, однако может в перспективе послужить хорошей платформой для поиска и выработки взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон, что сможет в значительной мере укрепить безопасность образовательной среды, однако добиться положительных результатов, мы сможем только совместными усилиями.
Поэтому, в случае, если в вашем учреждении существует конфликтная ситуация и вы не знаете, как ее разрешить, существует напряженность в отношениях между родителями, родителями и педагогами, детьми, мы готовы оказать Вам помощь в рамках работы муниципальной службы медиации. Спасибо за внимание!