Людмила Солдатенко
Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так как письменная речь формируется на основе устной. Профилактика нарушений письма и чтения у детей является одним из наиболее важных и актуальных вопросов современной теоретической и практической логопедии.
Публикация «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребенка. Значимость проблемы профилактики дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвития речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике. Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Причинами дисграфии и дислекии у детей зачастую являются врожденные нарушения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития, задержка речевого развития.
Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, недоразвития лексико-грамматического строя речи).
Симтоматикадисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно группировать следующим образом: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.
Необходимыми предпосылками для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительной, в формировании выше названных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.
Таким образом, на занятиях с дошкольниками, педогоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям.
А именно:
• Формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи,
• Развивать мелкую моторику рук,
• Ориентировать в пространстве,
• Развивать все психические процессы,
• Готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.
Я сформировала некоторые методические рекомендации по развитию слухового восприятия на основе собственного практического опыта.
Развитие слухового восприятия.
1. «Где звук и сколько слогов». Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.
2. «Что изменилось?» Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка – корка, мишка – мышка, лук – люк.
3. «Зашифрованное слово». Перед ребенком ряд картинок (капуста – арбуз – шарик – автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – каша.
Для развития слухового восприятия важно использовать игры:
• Для формирования слухового внимания: «Угадай, кто это?»
• Для формирования навыка определения направления звука : «Где позвонили?» «Жмурки с голосом».
• Для различения силы громкости звука: тихо – громко.
Я развиваю речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка.
Развитие зрительного восприятия.
Свою работу направляю на формирование следующих умений и навыков:
• Название контурных изображений предметов.
• Игра «Чей силуэт?». Называние недорисованных контурных изображений предметов.
• «Найди ошибки художников»
• Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга.
• Распределение изображенных предметов по величине.
• «Лужайка». Детям предлагались «лужайки» разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета. Давалось задание положить картинки на свои «лужайки».
• Составление разрезанных на части картинок.
• Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
• Нахождение различий в двух картинках.
• Дорисовывание симметричных изображений.
Данную работу осуществляю на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Задачи и содержание индивидуальных занятий определяю исходя из структуры и степени выраженности речевых нарушений, индивидуально – типологических особенностей ребенка.
Полноценная коррекционная работа невозможна была бы без участия в ней родителей.
В работе с родителями использую различные методы:
Анкетирование, консультации, обсуждение результатов, проведенных мною тестирования или обследования. Провожу открытые занятия, размещаю информацию в родительских уголках. Участвуя в родительских собраниях, посвящаю свои выступления разным проблемам речевого развития, в том числе важности профилактической работы со стороны родителей по предупреждению нарушений чтения и письма. Родители получают информацию через индивидуальную тетрадь,выполняя в ней с ребенком задания по закреплению пройденного материала. Кроме заданий на закрепления звукопроизношения, звуко - слогового анализа, грамматического строя, дети так же выполняют задания по развитию графомоторных навыков.
Итак, ранее выявление детей с общим недоразвитием речи и оказание им систематической, целенаправленной, логопедической помощи в специально организованных условиях положительно влияет на речевую функцию дошкольников и предупреждает неуспеваемость учащихся в начальных классах.