Приложение МААМ

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Исаева Ирина Михайловна
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность. Дошкольный возраст – это важный эмоциональный яркий этап развития ребенка. Гармоничное развитие ребенка – основа формирования

будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность. Оно всегда имело огромное значение, а в настоящее время, впервые за многие годы в России, к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания, а именно: служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. В связи с этим, патриотическое воспитание приобрело большее общественное внимание и стало задачей государственной важности.

Публикация «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Это титанический труд, который должен вестись систематически, планомерно с раннего возраста, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра и поскольку игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, она обладает большой воспитательной силой. В игровой деятельности ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.

Поэтому мной и была выбрана тема педагогического опыта: «Формирование патриотических чувств у дошкольников через игровую деятельность»

Основная идея опыта.

Патриотическое воспитание сложный педагогический процесс, в основе которого лежит воспитание патриотических чувств, пополнение знаний дошкольников о Родине, помощь в формировании навыков и умений нравственного поведения, а также развитие потребности в деятельности на пользу обществу. Но. делая акцент на дошкольный возраст, нет ничего эффективнее для подачи любого материала, как игровая деятельность.

В связи с этим, основная идея опыта заключается в использовании игровых технологий в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Для реализации данного направления в работе с детьми мной была поставлена цель: формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

Обучающие:

1. Знакомить детей с историей своей семьи, родословной, предками, семейными традициями; с историческим прошлым России, ее символикой, достопримечательностями города, страны.

2. Формировать у детей чувства уважения к народам других национальностей, их традициям.

3. Расширять знания детей об армии, героях военных действий и в мирном времени.

4. Формировать знания детей о понятии «Патриотизм» в современном мире.

Развивающие:

1. Развивать заинтересованность к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость к событиям общественной жизни.

2. Развивать чувства любви к близким и родным людям, родному городу, почтение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе.

3. Развивать самостоятельность, внимание и способность рассуждать на данную тему.

Воспитательные:

1. Воспитывать будущих патриотов Отечества и формировать чувство любви и уважения к Родине.

2. Воспитывать чувство гордости за Российскую армию.

3. Воспитывать желание познавать лучшие традиции русского народа.

Теоретическая база опыта.

Проблема патриотического воспитания являлась предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных учёных. Данные вопросы освещаются в трудах В. Г. Белинского, К. А. Гельвеция, Н. А. Добролюбова, А. П. Куницына, А. Н. Радищева, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского и других.

В советский период проблема патриотического воспитания разрабатывалась такими учёными, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, И. А. Каиров, В. А. Шахненко и другими.

Наиболее продуктивно проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников занимались : Р. С. Буре, С. А. Козлова, Л. И. Беляева, Н. Ф. Виноградова, А. М. Виноградова, М. В Воробьева, Р. И. Жуковская, Э. К. Суслова, А. Р. Суровцева, Е. Ю. Демурова, Н. А. Стародубцева и др. Осмысливая проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, они посвятили свои исследования следующим аспектам: формированию культуры поведения, формированию гуманных отношений, формированию любви к Родине, воспитанию нравственно-волевых качеств, формированию эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения.

Сегодня проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения так и осталась одним из актуальных вопросов государства и общества. Как сказал В. В. Путин: «В России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Эта идея реализуется в Федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» в период с 2021 по 2024 годы. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях, проведению мероприятий патриотической направленности. Также данная тема была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».

С 1 сентября 2023 года введена новая Федеральная образовательная программа, в частности, дошкольного образования. Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Новизна педагогического опыта.

Новизна педагогического опыта заключается во внедрении в практическую деятельность эффективных игровых технологий, направленных на формирование патриотических чувств у дошкольников.

Технология опыта.

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возраста, она оказывает значительное влияние на воспитание ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.

Поэтому именно игровая деятельность была взята за основу моего опыта по формированию патриотических чувств у дошкольников.

Свою работу начала с разработки плана действий по воспитанию патриотических чувств через игровую деятельность, с изучения теоретических основ по данной тематике, а также с изучения существующих практик коллег. Затем в группе детского сада, на базе существующего развивающего уголка по патриотическому воспитанию, пополнен уголок альбомами, фотографиями, иллюстрацией, художественной литературой, посвященные патриотизму. Подобраны дидактические пособия.

Работу организовала по принципу от «простого» к «сложному» по темам: «Волшебные слова», «Семья», «Родной город», «Родной мой Мордовский край», «Культура и традиции Поволжья», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Россия - Родина моя», «Государственная символика России», «Флаг, герб и гимн Республики Мордовия». Разработала различные игровые технологии по данным темам, такие как: «Наш поселок – Ремзавод», «Мы в Мордовии живем», «Любимые места в родном городе», «Наша Родина – Россия». В своей работе использовала различные методы для подачи материала: проекты, квесты, викторины, целевые прогулки, экскурсии, в том числе в Ботанический сад имени В. Н. Ржавитина, который расположен недалеко от нашего поселка. Также в работе с детьми использовались видеообзоры, просмотр презентаций. Интересен был опыт изготовления национальных костюмов коренных народов Мордовии – эрзя и мокша в подготовительной к школе группе. Но, какой бы ни был использован метод, вся организованная деятельность проводится всегда в форме игры.

Игра – это основной вид деятельности дошкольников. Она интересна и любима детьми, приносит им радость, потому что в ходе игры дети действуют непосредственно, свободно. Ценность ее заключается в том, что знания, полученные в процессе игровой деятельности, легко переносятся детьми в свободную самостоятельную деятельность и творческие игры.

Вся деятельность моей работы направлена на привитие патриотических чувств ребенку, таких как: любовь к своей семье, уважение к окружающим людям, чувства доброты и сочувствия, чувства ответственности и любви к своей Родине.

Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания патриотических чувств был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, творческие гостиные, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.

Создав группу в сети Вайбер, мы обсуждаем с родителями вопросы, возникающие в ходе работы. Здесь, а также на сайте ДОУ, родители могут ознакомиться со всеми мероприятиями, проводимыми в данном направлении, посмотреть фотоотчеты, оставить отзывы и задать вопросы для получения интересующей информации. В такой форме осуществляется стопроцентный охват родителей. Данный вид общения позволяет своевременно реагировать педагогам на запрос родителя и сокращать время получения родителями необходимой информации, независимо от места нахождения родителя или педагога. Также родители помогают нам в изготовлении атрибутов к играм, костюмов для сюжетно-ролевых игр, праздников.

Результативность опыта.

Для отслеживания результатов по данному опыту мною проводились мониторинговые исследования, в которых я изучала уровень знаний детей.

В результате целенаправленной и систематической работы по формированию патриотических чувств у дошкольников через игровую деятельность добилась положительных результатов в работе по данной теме. Дети с интересом воспринимают материал, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Все это очень важно для формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Воспитанники проявляют активное желание играть в игры. У детей сформировалось пространственное мышление.

Диагностика детей показала, что, играя, дети учатся взаимодействовать друг с другом, общаться, договариваться, вести диалог. Они проявляют инициативу и творчество в изучении социальных норм, честности, уважение и доброжелательности по отношению к другим, самоуважения, соблюдение культурных правил, организованности, пунктуальности и требований к себе. Дети обладают знаниями по истории родного города, республики, страны; проявляют устойчивый интерес как к прошлому, так и настоящему родной страны, желание сохранить исторические и этические ценности.

В процессе работы по данному направлению мною были разработаны и реализованы долгосрочные проекты «Мой дом, моя семья, моя Родина», «С чего начинается Родина», «Мы в Мордовии живем», «История моего города в культурных объектах». А также дидактические игры по данным темам, такие как: «Наш поселок – Ремзавод», «Мы в Мордовии живем», «Любимые места в родном городе», «Наша Родина – Россия».

Для педагогов разработаны консультации по теме, была проведена презентация игровых технологий по патриотическому воспитанию. заслушан доклад на педагогическом совете «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

С опытом работы по формированию патриотических чувств через игровую деятельность было выступление на республиканском семинаре в форме круглого стола «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе игровой деятельности».

В ходе реализации опыта пополнилась предметно-пространственная развивающая среда в группе- был оформлен уголок патриотического воспитания с дидактической атрибутикой. Совместно с родителями принимали активное участие в пополнении экспонатов для мини – музея «Мордовская изба»

Данный методический материал доступен в практическом применении и может быть использован в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений:

- воспитателям, старшим воспитателям, специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений;

- для родителей, в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Экскурсия как средство развития начала патриотических чувствЭкскурсия как средство развития начала патриотических чувств Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Педагогический брифинг «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями» .

Рекомендации для родителей по воспитанию у детей патриотических чувств «Чтобы знали и помнили имена героев в названии улиц»Рекомендации для родителей по воспитанию у детей патриотических чувств «Чтобы знали и помнили имена героев в названии улиц» «Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 января 2024 в 18:21
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Исаева Ирина Михайловна (УИ 3321713) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД