Исаева Ирина Михайловна
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Дошкольный возраст – это важный эмоциональный яркий этап развития ребенка. Гармоничное развитие ребенка – основа формирования
будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность. Оно всегда имело огромное значение, а в настоящее время, впервые за многие годы в России, к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания, а именно: служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. В связи с этим, патриотическое воспитание приобрело большее общественное внимание и стало задачей государственной важности.
Публикация «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Это титанический труд, который должен вестись систематически, планомерно с раннего возраста, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра и поскольку игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, она обладает большой воспитательной силой. В игровой деятельности ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.
Поэтому мной и была выбрана тема педагогического опыта: «Формирование патриотических чувств у дошкольников через игровую деятельность»
Основная идея опыта.
Патриотическое воспитание сложный педагогический процесс, в основе которого лежит воспитание патриотических чувств, пополнение знаний дошкольников о Родине, помощь в формировании навыков и умений нравственного поведения, а также развитие потребности в деятельности на пользу обществу. Но. делая акцент на дошкольный возраст, нет ничего эффективнее для подачи любого материала, как игровая деятельность.
В связи с этим, основная идея опыта заключается в использовании игровых технологий в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Для реализации данного направления в работе с детьми мной была поставлена цель: формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
Обучающие:
1. Знакомить детей с историей своей семьи, родословной, предками, семейными традициями; с историческим прошлым России, ее символикой, достопримечательностями города, страны.
2. Формировать у детей чувства уважения к народам других национальностей, их традициям.
3. Расширять знания детей об армии, героях военных действий и в мирном времени.
4. Формировать знания детей о понятии «Патриотизм» в современном мире.
Развивающие:
1. Развивать заинтересованность к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость к событиям общественной жизни.
2. Развивать чувства любви к близким и родным людям, родному городу, почтение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе.
3. Развивать самостоятельность, внимание и способность рассуждать на данную тему.
Воспитательные:
1. Воспитывать будущих патриотов Отечества и формировать чувство любви и уважения к Родине.
2. Воспитывать чувство гордости за Российскую армию.
3. Воспитывать желание познавать лучшие традиции русского народа.
Теоретическая база опыта.
Проблема патриотического воспитания являлась предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных учёных. Данные вопросы освещаются в трудах В. Г. Белинского, К. А. Гельвеция, Н. А. Добролюбова, А. П. Куницына, А. Н. Радищева, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского и других.
В советский период проблема патриотического воспитания разрабатывалась такими учёными, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, И. А. Каиров, В. А. Шахненко и другими.
Наиболее продуктивно проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников занимались : Р. С. Буре, С. А. Козлова, Л. И. Беляева, Н. Ф. Виноградова, А. М. Виноградова, М. В Воробьева, Р. И. Жуковская, Э. К. Суслова, А. Р. Суровцева, Е. Ю. Демурова, Н. А. Стародубцева и др. Осмысливая проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, они посвятили свои исследования следующим аспектам: формированию культуры поведения, формированию гуманных отношений, формированию любви к Родине, воспитанию нравственно-волевых качеств, формированию эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения.
Сегодня проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения так и осталась одним из актуальных вопросов государства и общества. Как сказал В. В. Путин: «В России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Эта идея реализуется в Федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» в период с 2021 по 2024 годы. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях, проведению мероприятий патриотической направленности. Также данная тема была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».
С 1 сентября 2023 года введена новая Федеральная образовательная программа, в частности, дошкольного образования. Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Новизна педагогического опыта.
Новизна педагогического опыта заключается во внедрении в практическую деятельность эффективных игровых технологий, направленных на формирование патриотических чувств у дошкольников.
Технология опыта.
Игра — ведущая деятельность в дошкольном возраста, она оказывает значительное влияние на воспитание ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.
Поэтому именно игровая деятельность была взята за основу моего опыта по формированию патриотических чувств у дошкольников.
Свою работу начала с разработки плана действий по воспитанию патриотических чувств через игровую деятельность, с изучения теоретических основ по данной тематике, а также с изучения существующих практик коллег. Затем в группе детского сада, на базе существующего развивающего уголка по патриотическому воспитанию, пополнен уголок альбомами, фотографиями, иллюстрацией, художественной литературой, посвященные патриотизму. Подобраны дидактические пособия.
Работу организовала по принципу от «простого» к «сложному» по темам: «Волшебные слова», «Семья», «Родной город», «Родной мой Мордовский край», «Культура и традиции Поволжья», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Россия - Родина моя», «Государственная символика России», «Флаг, герб и гимн Республики Мордовия». Разработала различные игровые технологии по данным темам, такие как: «Наш поселок – Ремзавод», «Мы в Мордовии живем», «Любимые места в родном городе», «Наша Родина – Россия». В своей работе использовала различные методы для подачи материала: проекты, квесты, викторины, целевые прогулки, экскурсии, в том числе в Ботанический сад имени В. Н. Ржавитина, который расположен недалеко от нашего поселка. Также в работе с детьми использовались видеообзоры, просмотр презентаций. Интересен был опыт изготовления национальных костюмов коренных народов Мордовии – эрзя и мокша в подготовительной к школе группе. Но, какой бы ни был использован метод, вся организованная деятельность проводится всегда в форме игры.
Игра – это основной вид деятельности дошкольников. Она интересна и любима детьми, приносит им радость, потому что в ходе игры дети действуют непосредственно, свободно. Ценность ее заключается в том, что знания, полученные в процессе игровой деятельности, легко переносятся детьми в свободную самостоятельную деятельность и творческие игры.
Вся деятельность моей работы направлена на привитие патриотических чувств ребенку, таких как: любовь к своей семье, уважение к окружающим людям, чувства доброты и сочувствия, чувства ответственности и любви к своей Родине.
Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания патриотических чувств был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, творческие гостиные, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.
Создав группу в сети Вайбер, мы обсуждаем с родителями вопросы, возникающие в ходе работы. Здесь, а также на сайте ДОУ, родители могут ознакомиться со всеми мероприятиями, проводимыми в данном направлении, посмотреть фотоотчеты, оставить отзывы и задать вопросы для получения интересующей информации. В такой форме осуществляется стопроцентный охват родителей. Данный вид общения позволяет своевременно реагировать педагогам на запрос родителя и сокращать время получения родителями необходимой информации, независимо от места нахождения родителя или педагога. Также родители помогают нам в изготовлении атрибутов к играм, костюмов для сюжетно-ролевых игр, праздников.
Результативность опыта.
Для отслеживания результатов по данному опыту мною проводились мониторинговые исследования, в которых я изучала уровень знаний детей.
В результате целенаправленной и систематической работы по формированию патриотических чувств у дошкольников через игровую деятельность добилась положительных результатов в работе по данной теме. Дети с интересом воспринимают материал, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Все это очень важно для формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Воспитанники проявляют активное желание играть в игры. У детей сформировалось пространственное мышление.
Диагностика детей показала, что, играя, дети учатся взаимодействовать друг с другом, общаться, договариваться, вести диалог. Они проявляют инициативу и творчество в изучении социальных норм, честности, уважение и доброжелательности по отношению к другим, самоуважения, соблюдение культурных правил, организованности, пунктуальности и требований к себе. Дети обладают знаниями по истории родного города, республики, страны; проявляют устойчивый интерес как к прошлому, так и настоящему родной страны, желание сохранить исторические и этические ценности.
В процессе работы по данному направлению мною были разработаны и реализованы долгосрочные проекты «Мой дом, моя семья, моя Родина», «С чего начинается Родина», «Мы в Мордовии живем», «История моего города в культурных объектах». А также дидактические игры по данным темам, такие как: «Наш поселок – Ремзавод», «Мы в Мордовии живем», «Любимые места в родном городе», «Наша Родина – Россия».
Для педагогов разработаны консультации по теме, была проведена презентация игровых технологий по патриотическому воспитанию. заслушан доклад на педагогическом совете «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
С опытом работы по формированию патриотических чувств через игровую деятельность было выступление на республиканском семинаре в форме круглого стола «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе игровой деятельности».
В ходе реализации опыта пополнилась предметно-пространственная развивающая среда в группе- был оформлен уголок патриотического воспитания с дидактической атрибутикой. Совместно с родителями принимали активное участие в пополнении экспонатов для мини – музея «Мордовская изба»
Данный методический материал доступен в практическом применении и может быть использован в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений:
- воспитателям, старшим воспитателям, специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений;
- для родителей, в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.