Юрий Меланин
Представление ПРС в соответствии с принципами ФГОС ДОи авторской программы Н. М. Крыловой «Детский сад-дом радости»
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю предметно развивающую среду подготовительной к школе группы, которая создана на основе федеральных государственных образовательных стандартов и авторской программы Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости.
Среда группы соответствует основным принципам построения развивающей среды Петровского и Клариной. Первый принцип построения развивающей среды это:
Публикация «Представление ПРС в соответствии с принципами ФГОС до и авторской программы Н, М, Крыловой „Детский сад-дом радости“» размещена в разделах
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии: данный принцип заключается в том что, вся детская мебель имеет крепления, с помощью которых можно варьировать её высоту для удобства общения с ребёнком. Подковообразные столы, которые позволяют удобно варьировать мебель в разных режимных моментах при рассматривании, круглый стол на НОД, день рождения и других видах деятельности. Оптимальная дистанция достигается и за счёт того, что дети используют спальню и приёмную для уединения и объединения небольшими группами.
Ведущей деятельностью воспитателя в реализации программы является - индивидуальная работа с каждым ребёнком. Для этой деятельности предусмотрен специальный стол - лаборатория, за которым комфортно общаться и который легко трансформируется.
Следующий принцип это - Принцип активности : в групповой комнате на уровне досягаемости детей много объектов для исследования - песок, минералы; игрушки – предметы оперирования - муляжи фруктов и овощей, набор продуктов,
набор разрезных хлебопродуктов с разделочной доской. Так же дополнительные игрушки – предметы оперирования находятся в шкафу спальной комнаты. маркеры игрового пространства- стол для экспериментирования с водой и песком, строительный материал, конструкторы, доски для рисования в группе, спальне и умывальной комнате представлены флипчатом, магнитной доской, мольбертом. Принцип активности дополнительно представлен в виде игр на интеллектуальное развитие - это настольные игры: детское домино с картинками, а также шашки, шахматы, нарды и т. п., не отличающиеся от "взрослых" игр. Игры на удачу (шансовых) настольные игры типа "гусек" и "лото" с самым разнообразным тематическим содержанием. Игры для мальчиков и девочек.
Принцип стабильности и динамичности: Динамичность заключается в том что, дети в нашей группе могут менять среду сами в соответствии со своим вкусом, настроением и замыслом. Например, сиденья – платформы для раздевания могут превратиться в ленточные скамьи для игр, занятий и других видах деятельности. Мягкие модули из физкультурного зала превращаются в атрибуты для театральной деятельности, строительный материал используется во время игры при строительстве, виде маркеров игрового пространства. Стабильность достигается тем, что дети с младшей до подготовительной группы находятся в одном и том же помещении с одними педагогами и детьми, одной и той же мебелью.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования. В соответствии с требованиями авторской программы «Детский сад – дом радости» четкого зонирования нет. Рядом с нашей группой находятся музыкальный и физкультурный залы, которые мы активно используем для компенсирования двигательной активности. Спальная комната и приемная, так же находиться в свободном расположении для детей, во время умывания используется панно для рассматривания картин, иллюстраций, наглядного материала с дополнительной избыточной информацией. В ДОУ имеется комната для компьютерных игр, где мы занимаемся доп. образованием. В музыкальном зале есть всё оборудование для информационных компьютерных технологий.
В группе всё пространство условно разделено на миры для формирования ясных и неясных знаний в виде полочки избыточной информации, такой как - мир химии, Арктики, Москвы, родного города, полка красоты представлена виде народных промыслов, которой мы любуемся и рассматриваем и представлен мир будущей постройки в виде классического домика, где дети могут бывать в зависимости от своих предпочтений. Кроме того, в группе и раздевалке имеется место для размещения продуктов деятельности детей оформлено виде выставки, так и украшения виде репродукций художников.
Наша среда представляет единый комплекс – цветовой в виде единого решения интерьера, звуковой который представлен виде ТСО и используется для прослушивания музыкальных произведений и проведений музыкальных разминок, кинестический (движение, осязание, обоняние). Каждая из этих моделей вносит свой вклад в построение среды, гармонически сочетаясь друг с другом.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности, эмоционального благополучия каждого ребё нка и взрослого: наша среда побуждает к взаимодействию друг с другом, социально – личностному развитию способствует много типов оборудования - полифункциональные материалы наборы мебели, игрушки персонажи, игрушки предметы – оперирования, маркеры игрового пространства, вспомогательный материал который располагается в удобном месте для самостоятельной деятельности детей.
Для развития полноценного образа «Я» имеется система разновеликих зеркал, полочка воспитателя, на которой представлены увлечения и интересы воспитателя.
Комфортность среды обеспечивает цветовая гамма интерьера, возможность удалиться и заняться любимым делом (в спальне, удобные шкафчики для личных вещей с карманчиками.
Пространство условно разделено на 3 зоны активная- когда столы сдвигаются освобождается пространство для таких видов деятельности как сюжетно –ролевая игра и музыкально – театрализованная деятельность, рабочая – представлена 2х местными столами, которая выставляется буквой П для организации НОД, так же стол для познавательной исследовательской деятельности и ленточные столы тоже могут быть рабочей зоной, спокойная- представлена ленточными столами, 2х местными столами для продуктивных видов деятельности, а так же виде книжного уголка.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Прежде всего, это размещение произведений искусства в интерьере, которая представлена виде репродукций и на полочке красоты в соответствии с тематическим планированием. Множество разнообразных книг, тематических альбомов с иллюстрациями, сделанные совместно с родителями, энциклопедий. Для художественно эстетического развития – игрушки персонажи, вспомогательный материал, нормативно знаковый материал, объекты для оформления игрового пространства, образно – символический материал, и атрибутов для продуктивных видах деятельности.
Принцип открытости – закрытости: Открытость Природе – экологическое окно, календарь природы, карта Перми; Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, классической музыки, предметов быта; Открытость обществу и открытость своего "Я" предполагает персонализацию среды каждой группы, для чего в группах оформляются выставки виде продуктивных видах деятельности детей, портфолио и т. п. Открытость семье представлена виде папок передвижек с информацией, и информацией которую можно взять с собой, а так же в проведении организационных совместных мероприятий. Принцип закрытости заключается в том,что у ребенка группе своя кровать, место за столом, полотенце в умывальной комнате, индивидуальный шкаф который закрывается, а так же при беседе с родителями любая информация о ребенке сообщается индивидуально каждому.
Принцип половых и возрастных отличий:
Данный принцип половых отличий реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Весь педагогический процесс рассчитан на различие в восприятии девочек и мальчиков, их умственной активности, которая представлена виде эталонов мужественности и женственности, журналами для мальчиков и девочек, играх на валеологию. Принцип возрастных отличий представлен виде игр с учетом возрастных особенностях детей, а так же для решения задач данного периода.
Таким образам предметно – развивающая среда, созданная для детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГТ, принципов и требований авторской программы Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости», способствует решению задач основных направлений развития ребенка.