Валентина Власова леонидовна
Представление опыта работы по теме «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом -
Приучай его с детства заниматься трудом,
Чем он раньше познает, как хлеб достаётся -
Тем полезней ему будет в жизни потом.
В дошкольном возрасте начинают формироваться финансовые и экономические представления детей, которые помогут им стать самостоятельным и успешными людьми.
Публикация «Представление опыта работы по теме „Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике – это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечё нными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.
Задача воспитателя дошкольной образовательной организации – преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.
С миром экономики дети знакомятся в детском саду в старшем дошкольном возрасте, именно в это время педагогу следует заняться разработкой эффективных практик на данную тему. На познавательных занятиях воспитанники получают элементарные понятия о потребностях, доходах и расходах семьи, товарах и услугах узнают, что представляют собой деньги, реклама.
Между тем намного раньше финансовая сторона жизни затрагивается в детских сюжетно-ролевых играх: ведь ещё в младшей группе все дети играют в магазин, кафе, парикмахерскую, то есть примеряют на себя роли продавца и покупателя. Приобретая понятия: купля, продажа, товар, деньги, потребности.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающимлюдям.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Актуальность опыта
. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывать. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Цель педагогического опыта - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний поставила перед собой
следующие задачи:
• Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
• Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
• Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
• Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
• Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях
• Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Методы и приемы:
Экскурсии: (в магазины, на почту, в сбербанк, в кафе)
Содержание занятий с детьми:
«Труд - продукт»
источник литературы «Дошкольник в мире экономики» [стр22, 42]
Тема: «Всех профессии на свете не счесть»»
«Профессии разные нужны»
«Всякая вещь – трудом создана»
«Деньги и цена» стр. [44-107]
«Понятие о деньгах»
Тема: «Путешествие в прошлое денег»
Тема: «Заработанные деньги»
Тема: «Денежные знаки разных стран»
Тема: «Бюджет моей семьи»
Сюжетно-ролевые игры «Кафе» «Магазин» «Парикмахерская» «Заправка»
Играя в настольно-печатные и дидактические игры («Кому, что нужно для работы», «В какое время года», «Угадай, где продаётся») «Продукты труда – наши добрые дела» «Дешевле - дороже»
Дети упражнялись в узнавании и назывании профессий взрослых и орудия труда, необходимых для работы людей
(парикмахера, продавца, портного, шофера, пчеловода, художника, учителя, повара, врача, бухгалтера).
Игры не вызывали у детей затруднения, дети охотно в них играют, доказывают верность своего выбора. Мы стараемся донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы, что результат труда людей оплачивается деньгами.
Особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи.
.Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку
. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы
Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
В своей работе мы используем народные и авторские сказки:
1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.
Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
К. И. Чуковский «Телефон».
2. Чтение и обсуждение сказок о труде.
Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.
Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»,
К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»,
К. И. Чуковский «Федорино горе».
3. Чтение и обсуждение сказок о бартере.
Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».
Авторских: В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».
4. Чтение и обсуждение сказок о деньгах.
Авторских: К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».
5. Чтение и обсуждение сказок о рекламе.
Народных: «Лиса и козел».
Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля»,
Ш. Перро «Кот в сапогах»,
С. Михалков «Как старик корову продавал»
6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.
Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».
Авторских: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
Проводились по сказкам викторины
источник «Финансовая грамотность дошкольника») [стр146,150]
Проблемные ситуации [стр150-155]
источник литературы «Беседы об экономике» Т. А. Шарыгина
«Понятие об экономике. Как жили первобытные люди»
«Потребности современного человека»
«Мы с мамой идем в магазин»
«Что такое ресурсы»
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей.
Одним из направлений работы по приобщению дошкольников к финансовой грамотности, было ознакомление родителей с данной темой, где родителям предлагалось заполнить анкету, в которой предлагался ряд вопросов о том, знает ли ребенок, для чего нужны деньги? Как ими пользоваться?
О профессиях? Рассказывают ли ребенку дома, откуда берутся деньги, как их тратить и как это делать правильно?
Для родителей были оформлены стенды с консультациями по темам:
«Дайте ребенку знания о деньгах»
«Для чего нужна зарплата?»,
«Основы финансовой грамотности детей»
На протяжении данной работы у детей были сформированы такие понятия основ финансовой грамотности
Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
Финансы – это интересно и увлекательно.
Таким образом, можно говорить о том, что это был наш первый опыт работы по данной теме, все поставленные ранее цели нами достигнуты. И продолжать работу по приобщению дошкольников к финансовой грамотности не только интересно, но и всегда продуктивно.
Используемая литература
Т. П. Епанешникова «Дошкольник в мире экономики»
Т. А. Шарыгина «Беседы об экономике»
Для воспитателей «Финансовая грамотность»
А. Д. Шатова Маленькая энциклопедия «Деньги»