морозова наталья
Развитие речи посредством пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Представление опыта работы по теме: «Развитие речи посредствам пальчиковых игр и не традиционных технологий»
Выполнила : Морозова Наталья Ивановна, воспитатель, МАДОУ № 121 города Тюмени.
Стаж работы 10 лет.
Паспорт проекта:
Вид проекта: Информационный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, чтение художественной литературы;
Публикация «Развитие речи посредством пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество.
Продолжительность проекта: долгосрочный с 1.09.2021г. по 30.05. 2022г.
Участники проекта: дети старшей группы №10 «Солнышко», воспитатель, родители, специалисты ДОУ (логопед)
Актуальность: В дошкольных учреждениях большое внимание уделяют, развитию речи детей. Известно, что мысль ребенка двигаются с той же скоростью что и рука, от того на сколько умело ребёнок работает своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В работе для развития речи детей я использую пальчиковые игры и нетрадиционные технологии. Это направление очень актуально и имеет важнейшее значение в жизни наших воспитанников.
Цель проекта: развитие мелкой моторики и координации движении рук у детей дошкольного возраста с помощью разнообразных методов, форм и приемов
Задачи:
которые перед собой ставлю:
- улучшить координацию и точность движений рук
- мелкую моторику пальцев и кистей рук
- совершенствовать общую двигательную активность
- нормализации речевой функции
- развивать воображение, мышления, памяти
- творческую активность детей
- зрительное и слуховое восприятие.
Основные формы работы на развитие речи - это индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность воспитателя с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей в течение дня.
В своей работе я использую традиционные и нетрадиционные методы и приемы работы по развитию речи детей.
Традиционные:
- пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без
- игры – конструкторы
- мозаика
- шнуровка
- игры с вкладышами;
- кукольные театры
- игры с бумагой
- песком
- водой
- крупами
- лепка из теста, пластилина
- игры на развитие тактильных ощущений «гладкое - шершавое», «чудесный мешочек».
Нетрадиционные :
- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами
- массажными щётками, карандашами;
- пальчиковые игры (с использованием разнообразного материала, бросовый, природный (крышки от бутылок, скорлупа от грецкого ореха, контейнер от киндер сюрприза)
- нетрадиционные техники рисования (кистью, пальцем, зубной щёткой, ватной палочкой, губкой, свечкой, рисование по трафаретам, нанизывание бус).
Для себя я выделила несколько эффективных и интересных технологий, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствуют развитию речи детей, сегодня я хотела бы вас с ними познакомить.
Первая технология, которую я хотела бы вам представить - «Друдлы». Эта технология способствует развитию речи детей, позволяет развивать мышление, воображение, фантазию, итог работы – коллективный просмотр и обсуждение рисунков.
Следующая технология, с которой я хотела бы вас познакомить – технология «Лимерики».Лимерик является одним из средств развития детского речевого творчества. Как правило, это стихотворение из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы).
Жил-был объект
Какой?
Что делал?
С кем общался?
Вывод
Предлагаем детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (грач - калач, сидел - свистел). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми сочиняем текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.
Пример лимерика:
Жила-была Бабка Ёжка костяная ножка,
И была она как деревянная ложка.
На метле Бабка Ёжка летала
И зайчикам подарки раздавала.
Вот какая весёлая Бабка Ёжка
Еще одним из эффективных и интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием дидактического синквейна. Синквейны часто используются современными педагогами на занятиях в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Следующая технология, с которой я вас познакомлю – логосказка. Логосказка - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи в работе с детьми дошкольного возраста; это интерактивная сказка, так как требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования. Так же в течения года проводилась работа с родителями.
Существуют следующие виды логосказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
Работа с родителями :
сентябрь Консультация для родителей: «Влияние пальчиковых игры на развитие речи детей».
октябрь Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста».
ноябрь Консультация для родителей «Игры с бросовым материалом».
декабрь Оформление папки - передвижки «Игры на развитие мелкой моторики».
январь Памятка для родителей «Ум на кончиках пальцев»
февраль Консультация для родителей «Нетрадиционное техники рисование в детском саду и дома».
март Консультация для родителей «Значение художественного творчества в жизни детей».
апрель Консультация для родителей «Пластилинография увлекательные средство развития мелкой моторики».
Изученный мной теоретический материал по теме.
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М. : ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011.
3. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2005.
6. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб. : «Паритет», 2003;
7. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Невская нота», 2010;
8. Крупенчук О. И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
9. Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М. : Творческий центр Сфера, 2009.
10. Черенкова Е. Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008
Таким образом пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря пальчиковым играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.