Екатерина Римлянская
Предотвращение рисков жестокого обращения с детьми в условиях проживания в замещающей семье
▼ Скачать + Заказать документы
Как ни прискорбно это оговаривать, но сейчас тема жестокого обращения с детьми настолько актуальна в наше время, что находится на пике и идет красной нитью во всех социальных институтах.
«Жестокое обращение – действие или бездействие в отношении ребенка, наносящие вред физическому и психологическому здоровью»
С чем же связан такой взрыв агрессивных форм поведения? Расширим свои взор с одной отдельной ячейки общества до мировых масштабов: причинами жестокого обращения является агрессивный фон мира, враждебное поведение людей по отношению друг к другу, унижение более слабой массы людей, общедоступность к информации, наносящей вред психологическому здоровью человеку, обесценивание нравственности, образование «скверных традиций» в поведении. Во всей этой цепочке дети являются более слабыми, не в состоянии сдержать защитные позиции перед самоутверждающимся агрессором, вследствие чего развиваются отклонения в эмоциональном фоне детей.
Публикация «Предотвращение рисков жестокого обращения с детьми в условиях проживания в замещающей семье» размещена в разделах
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2019
Документ «Конвенция о правах ребенка» гласит: «… ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста", поэтому определения любых форм насилия над ребенком уголовно наказуемо.
Люди, ранее подвергшиеся жестокому обращению в семье страдают от психологических расстройств, имеют склонность к суицидальному поведению, алкоголизму, наркомании и бродяжничеству.
Во многих человеческих качествах семья играет не последнюю роль, в проявлениях агрессивных форм поведения семейная система является закладчиком психологического здоровья каждого ребенка. Вербальные и невербальные формы взаимодействия в семье неотъемлемы, их длительность определяет уровень взаимопонимания и наполнения ценностями, ведь невозможны те случаи, когда родитель и ребенок гармонично общаются друг с другом, а жестокость распирает и тех, и других по факту. Что делает наши сердца жестокими? Ощущение покинутости и ненужности, заставляет нас мелко «шкодить», но с каждым разом увеличиваем жестокость поступков, надеваем на себя маску «плохого героя». И все это подтверждает то, что мы никому не нужны - получается, что невосполненная потребность в любви вызывает желание обидеть другого.
«Дети, подвергающиеся жестокому обращению, в качестве самоутверждения причиняют боль менее защищенным субъектам (сверстники слабее физически, малыши, животные)»
Речь идет о том, что родителям необходимо набраться терпения, научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях. К сожалению, погоня за собственные интересами, делает «мам» и «пап» абсолютно безразличными к важным событиям в детских жизнях – это стремительно обрывает ниточки связи.
Безразличие, агрессивность и жестокость, примененная в воспитании детей, формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, и ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе.
В 1970 году Ленор Уолкер выдвинул теории о цикличности домашнего насилия, которая актуальна и на сегодняшний день.
Теория цикличности домашнего насилия:
1. Нарастание напряжения в семье.
2. Насильственный инцидент.
Происходит вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера.
3. Примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на жертву.
4. Спокойный период в отношениях («медовый месяц»). Насильственный инцидент забыт, обидчик прощен.
Органами здравоохранения, образования, социальной защиты выделены формы насилия:
• Физическое насилие;
• Пренебрежение нуждами;
• Эмоциональное насилие;
• Сексуальное насилие;
Физическое насилие
- это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. Лица, совершающие такого рода действия, убеждены, что физическое наказание эффективное и это подтверждено их собственным опытом. Также в эту категорию вписываются родители, имеющие разного рода зависимости; завышенные требования; нарушенный психоэмоциональный фон; ребенка инвалида; переживающие утрату.
Смягчающим фактом в такой уголовном наказании может послужить «повинная» родителей в содеянном и желание реабилитироваться в глазах всей семьи посредством психологов и психиатров.
Пренебрежение нуждами
- это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка. Если брать иерархию А. Маслоу, то видим, что для нормального развития каждого человека должны быть удовлетворены базовые потребности (еда, тепло, опорожнение, движение, гигиена). Чаще всего пренебрегают нуждами родители-алкоголики\ наркоманы, родители с психологическими расстройствами, юные родители, родители с низким социально-экономическим статусом.
Эмоциональное насилие
- однократное или регулярное воздействие на ребенка путем вербальной агрессии как со стороны родителя, так и со стороны просто взрослого человека, способно повлечь нарушение в эмоциональном фоне ребенка, неуверенность в обществе, которая тянет за собой трудности в социализации. Самые распространённые формы эмоционального насилия:
-угрозы в адрес ребенка;
-оскорбление и унижение достоинства включая публичные действия;
-лишение ребенка ситуации успеха.
Родители, подвергающие детей потоку своей вербальной агрессии, не склоны утешать детей, когда они в этом нуждаются, публично осмеивают ребенка, критично относятся к ребенку, в их глазах дети не выдерживают никакой конкуренции никогда и ни с кем, часто винят детей в своих неудачах.
Сексуальное насилие
- развращенное поведение перед детьми или же вовлечение в действия сексуального характера (даже если действия происходят по согласию самого ребенка не достигшего 16 лет). Сюда относится: половой акт любым способом; дотрагивание до интимных частей тела и эрогенных зон; вовлечение в порнографию и ее просмотр; демонстративная мастурбация.
80% сексуального насилия отводится на членов семьи (родственников) или знакомых. В зоне риска остаются семьи, где:
-патриархально-авторитарный стиль жизни,
-плохие отношения с матерью, особенно в случаях с девочками,
-чрезмерная занятость детей на работе, в том числе посменно,
- в место родного отца ребенок воспитывается отчимом (приемным родителем)
- родители имеющие виды зависимостей,
- семьи где родители подвергались насилию в своем детстве.
Каждый замещающий родитель (соответственно кровный) должен повышать свою родительскую компетентность в столь стремительно развивающемся обществе. Обязательно восполнять пробелы в вопросах воспитания детей, посещать мероприятия просвещающего характера в данном направлении: школы опекунов, родительские собрания, семинары, вебинары и т. д.
Компетентность родителя оставляет за собой умения снимать психологическое напряжение с ребенка, инициативность или поощрение двигательной активности, которая так необходима детям, нужную мотивацию на отказ от вредных привычек (или же не демонстрировать их перед ребенком намеренно, своевременно оказывать первую медицинскую помощь и обеспечивать врачебным осмотром, подбирать оптимальный рацион питания.
Общение с ребёнком и заинтересованность в его судьбе является основным залогом психологического благополучия в доме. В ходе положительных контактов в семье развиваются качества, не видимые глазу, но очень важные по значению:
- доверие своим чувствам, интуиция;
- умение различать хорошие и плохие поступки других людей;
- различать лицемерие и смущающие улыбки (прикосновения);
- умение сдержать оборону при вербальной агрессии других лиц, поскольку уровень самооценки детей нормализован в семье;
-умение обособить свою позицию в обществе, не испытывая страха быть не принятым.