Юлия Воробкало
Предметно-развивающая среда в развитии детского исследовательского экспериментирования
В роли движущей силы становления и развития личности выступает предметно - пространственная среда, являющаяся составной частью развивающей среды дошкольного детства. Она способствует формированию разносторонних особенностей. Предметно - развивающая среда образует благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для проведения различных исследований, опытов и экспериментирования. В познавательной деятельности, путем экспериментирования, ребенок развивается любознательным, самостоятельным с креативным мышлением.
Публикация «Предметно-развивающая среда в развитии детского исследовательского экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Предметно – развивающая среда для исследования, экспериментов и опытов должна быть:
- содержательно насыщенна;
- обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);
- среда даёт возможность выбора детьми материалов;
- в группе должны быть в наличии полифункциональные предметы (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления, в т. ч природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в т. ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре);
- безопасность предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда способствует закреплению знаний детей, обогащению их социального опыта, развитию детского творчества и экспериментированию. Все материалы для экспериментальной деятельности находятся в свободном доступе для детей. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополняя его необходимыми материалами.
Младший дошкольный возраст
Работа с детьми младшего возраста направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира
В этом возрасте детям интересно все.
Дети любят экспериментировать с различными материалами, в процессе изучают их свойства - (мягкий - твердый, гладкий - шероховатый, холодный - теплый и др.).
Самыми любимыми предметами для экспериментирования детей являются : лупы, сосуды с отверстиями (откуда выливается вода, зеркала, бросовый материал шнурки, ленточки, пуговицы, прищепки). Играя в них, дети расширяют кругозор, развивают любознательность, мелкую моторику и ловкость рук. Экспериментируя, дети больше узнают нового, необычного, интересного, развиваются любознательными и самостоятельными.
Оборудование и материалы для проведения игр в экспериментальной деятельности :
• книги познавательного характера для младшего возраста
• тематические альбомы: фрукты, овощи, транспорт, мебель, посуда
• наборы: семена разных растений, шишки, камешки, ракушки (крупных размеров, коллекции - "Ткани", "Бумага", песок, глина, семена бобов, фасоли, гороха
• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде
• воронки, трубочки, соломинки, поролоновые губки, щетки
• предметы для игры с тенями
• пищевые красители и непищевые красители (гуашь, акварельные краски и др.)
• зеркала, стекла разного цвета
• материалы для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри
• Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды разных размеров, зеркальце для игры с "солнечным зайчиком»
зайчиком"
• «бросовый материал» : : веревки, шнурки, тесьма, нитки, вата, разноцветные прищепки
• «Погремушки», «Звонкие бутылочки»
• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные
детям младшего возраста.
• карточки и схемы проведения экспериментов
• детские халаты, фартуки
Можно провести игры-эксперименты такие как :
«Узнаем, какая вода»
«Изготовление цветных льдинок»
«Что в пакете?»
«Игры с соломинкой», «Игры с воздушным шариком»
«Надувание мыльных пузырей»
«Волшебная кисточка»
«Легкий — тяжелый»
«Что звучит?»
«Горячо — холодно»
«Веселые человечки играют»
«Глина, ее качества и свойства», «Бумага и ее качества»
Средний дошкольный возраст.
Оборудование и материалы для проведения игр, опытов и экспериментов :
•Ёмкости для измерения, пересыпания, хранения, исследования (набор мерных стаканчиков и пробирок разного размера, лабораторные контейнеры).
•Телескопический стаканчик с крышкой.
•Коктейльные трубочки (соломинки) для выдувания (в индивидуальной упаковке).
•Набор из двух зеркал для опытов с симметрией для исследования отражательного эффекта.
•Подносы.
•Магниты, мелкие металлические предметы.
•Фонарик.
•Цветной песок.
•Пипетки, воронки.
•Увеличительное стекло, Стёкла разных цветов
•Песочные часы.
•Рычажные весы с объёмными чашами и комплектом гирь.
•Иллюстрированная картотека опытов и экспериментов (можно детские книги с опытами).
•Вертушки (для опытов с воздушными потоками).
• Иллюстрации с изображением: растений, животных и птиц, приролных явлений, видов сезонного труда и отдыха.
•Муляжи овощей, фруктов и грибов (по сезону).
•Животные леса, животные жарких и холодных стран.
•Дидактические игры на природоведческую тематику.
•Библиотека познавательной природоведческой литературы (художественная литература, энциклопедии, детский атлас).
•Видеотека.
•Различные коллекции (камни, ракушки, семена и др.).
•Гербарий.
•Календарь природы (погоды) с набором карточек.
• «Зимний огород» на окне для проращивания луковиц и семян.
•Цветущие комнатные растения (3-4 вида)
•Инвентарь для ухода за растениями (лейки, палочки, тряпочки и др.)
•Защитная одежда (фартук, нарукавники).
Рекомендуемые опыты – эксперименты :
Темы: «Как вода отражает предметы?».
«Как вытолкнуть воду?».
«Как окрасить воду?», «Как сделать цветные льдинки».
«Игры со светом и тенями»
«Как растения пьют воду?»
«Какие особенности у тёплой и холодной воды?».
«Почему исчезает вода?»
«Зачем нужна земля?»
«Как покрасить песок?», «Как сравнить влажный песок и влажную глину?»
Старший дошкольный возраст
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
• серии картин с изображением природных сообществ;
• книги познавательного характера, атласы;
•тематические альбомы;
• коллекции
•мини – музей - тематика различна, например:
" Часы бывают разные:", "Изделия из камня".
•материалы распределены по разделам : "Песок, глина, вода", "Звук", •"Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;
• природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмасса, дерево, пробки и т. д. ;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
• прочие материалы: зеркало, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
• сито, воронки
•половинки мыльниц, формы для льда
• проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
• клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
• мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";
•личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
• карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
•персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Рекомендуемые опыты и эксперименты
«Песочный конус», «Свойства мокрого песка», «Где вода?», «Ветер и песок», «Песочные часы», «Поиск воздуха», «Реактивный шарик», «Дыхание растений», «Солнечный свет и тепло в жизни растений», «Вода источник жизни», «Рисование цветной водой на снегу», исследования почвы в разное время года, и другое.