Ольга Сулимина
Предметно-развивающая среда в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В I МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
(Анализ)
Воспитатель первой категории
Сулимина Ольга Андреевна
2016 г.
Предметно-развивающая среда в первой младшей группе
Публикация «Предметно-развивающая среда в первой младшей группе» размещена в разделах
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, поэтому окружение для воспитанников должно быть ярким, эстетическим, интересным и мобильным.
«Предметно-развивающая среда» - это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной образовательной программы дошкольного образования.
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка.
В раздевалке нашей группы «Лучики» организация предметно-пространственной среды оформлена в соответствии со всеми требованиями, т. е., учитываются индивидуальные и возрастные потребности детей (шкафчики с индивидуальными картинками на каждого ребенка, банкетки по росту детей); размещение на видном месте всех детских работ; оформлено место для поздравлений детей с днем рождения, есть в наличии стенд меню, родительский уголок (сделан совместно с родителями, информационные дайджесты и др. Проходят тематические выставки (поделки родителей с детьми).
Групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами:
1. рабочая зона,
2. активная зона,
3. спокойная зона
Границы между зонами подвижные, легко перемещаются (объемные модули). При построении развивающей среды в группе я учитывала принципы построения развивающей среды :
- принцип открытости и доступности;
- гибкого зонирования;
- стабильности-динамичности развивающей среды;
- полифункциональности.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от некоторых особенностей, например, если в группе больше мальчиков, то мы оборудуем группу конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в “Семью”, “Больницу”, “Магазин”, выделяем для этого большую часть группы. Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Содержание детских игровых уголков
Уголок здоровья
Задачи: продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать культурно-гигиенические умения. Развивать двигательную активность детей.
В уголоке двигательной активности имеется разный спортивный инвентарь для свободной деятельности детей: гимнатическая лестница, мячи среднего и малого размеров, кольцебросы, кегли, скакалка (перешагивание через «змейку», кольца, мат, картотека проведения подвижных игр (доделывается).
В групповой комнате также располагаются основные развивающие зоны. Одна из них - игровая зона. В зоне игровых модулей собраны игрушки для разнообразных игр: легковые и грузовые автомобили, различные наборы конструкторов для построек (крупногабаритный (переносной, напольный, конструктор типа «лего», средний; строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины, пирамидки на конусной основе, напольная пирамида, матрёшки четырех-пятиместные, мягкие кубики; лошадки-качалки, паровоз, различные резиновые и платсмассовые игрушки-животные.
Уголок сюжетной игры «Мы играем»
Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; формировать у детей умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Здесь расположена детская мебель, куклы (девочка, мальчик, набор посуды (кастрюльки, чашки, блюдца, подносы, вилки, ложки, деревянная плита, стол (хохломская роспись). Все игрушки размещены в свободном доступе для каждого ребёнка нашей группы.
Для дидактических и развивающих игр отдельно расположен шкаф, в котором находятся: материалы на развитие мелкой моторики кистей рук (пуговицы, шнуровки, предметные картинки (одежда, обувь, посуда и др., парные картинки, игрушки-забавы (неваляшка, набор грибочки-втулки (одинаковые по размеру, но разные по цвету, кубики с предметными картинками, разноцветный деревянный конструктор из геометрических фигур, рамки-вкладыши с геометрическим формами, цветные пластиковые крышки для дидактической игры и развития мелкой моторики.
Также сделан для детей уголок «Видеотека», в котором находиться телевизор, полка с разными дисками познавательного и развивающего характера, DVD-плеер.
Уголок творчества «Умелые ручки»
Задачи: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; формирование умений и навыков в рисовании, лепке; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
В уголке для художественного творчества есть наборы карандашей и фломастеров, восковые мелки, бумага, гуашевые краски, кисти, доски для лепки, пластилин, стеки, губки, различные трафареты для рисования, непроливайки, раскраски. Также имеется светлая магнитная доска для демонстрации рисунков детей. Этот разнообразный материал способствует развитию у детей творческого воображения и активности, развивает самостоятельность и интерес к изобразительной деятельности, формирует эстетическое восприятие.
Детям очень нравится играть в музыкальном уголке. Здесь есть различные и уже любимые для детей музыкальные инструменты (баян, погремушки, ксилафоны, барабан, бубен, саксафон).
Недалеко расположен театральный уголок. В этом уголке есть пальчиковый (вязанный, кукольный, настольный театр, театр «Би-ба-бо» («Курочка Ряба», стаканчиковый театр (по сказке «Колобок»). Я стараюсь знакомить детей с различными видами театра. Большой интерес у детей вызывает уголок ряжения, без которого детская театрализованная деятельность невозможна. Родители помогают нам пополнить этот уголок костюмами и другими аксессуарами.
Уголок природы
Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать элементарные трудовые умения по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.
Уголок природы расположен ближе к окну, здесь созданы условия для наблюдения и ухаживания за комнатными растениями. В уголке природы (экологическом уголке) находятся семена растений (фасоль, горох, шишки (еловые, кедровые, желуди, каштаны, ракушки, наборы картинок из серии «Домашние и дикие животные». В уголке природы и на подоконниках расположены разнообразные цветы (с крупными и мелкими листьями) для наблюдения за ними.
Уголок книги «В гостях у книжки»
Задачи: освоение родного языка; воспитание духовной культуры детей, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книжками-малышками, потешками, пестушками, стишками и др.
В уголке размещено много книг с яркими иллюстрациями, наборы предметных и сюжетных картинок, иллюстрации к сказкам. Малыши могут самостоятельно просматривать понравившуюся им литературу. Дети удобно и комфортно распологаются за столом для просматривания книжек (мебель соответствует росту детей).
Для девочек также есть уголок для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская».
Для детей изготавливаются новые пособия для дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе, я считаю, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние каждого ребенка.
Предметно-развивающая среда построена в соответствии с требованиями программы данной возрастной группы, помогает создать эмоционально положительную атмосферу в группе и обеспечить полноценное развитие детей.
Планируемая работа: дополнить уголок изодеятельности материалы для нетрадиционного рисования (зубные щетки, паролоновые тычки, ватные палочки, ластики, свечи и др.). Распечатать и оклеить разрезные картинки для дидактической игры. Пополнить экологический уголок природными материалами.
Необходимо приобрести: мячи большого диаметра, массажные мячи; мозаику (крупную, мелкую); пазлы (крупные); заводные игрушки-забавы, игрушки-двигатели (каталки разной формы, тележки, коляски); настольно-печатные игры; дидактическую куклу с набором одежды по временам года, картинки-пейзажи по временам года, серию тематических картин «Обитатели леса» и др. ; лейки для полива комнатных растений; гладильную доску, утюжки.
Совместно с родителями сделать пособия для экспериментирования; для развития мелкой моторики — бусы, прищепки цветные, молнии, леску для нанизывания, выключатели; большие и малые коробки с прорезями.