Наталья Воробьева
Предметно-развивающая среда в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда в логопедической группе
Н. В. Воробьева
Создавая предметно-развивающую среду в группе, я, прежде всего, уделяю внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого воспитанника, учитывая закономерности психического развития, показатели их здоровья. Стараюсь, чтобы обстановка была приближена к домашней, уютной. Мебель расставлена вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр и развития двигательной активности детей.
Публикация «Предметно-развивающая среда в логопедической группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Созданная эстетическая среда в группе вызывает у детей эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать группу, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию воспитанников.
Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок, материал для развития конструктивно – модельных действий. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса
Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Его расположение позволяет прямо в групповом помещении выполнять телесные упражнения для развития координации движений, растяжки для нормализации мышечного тонуса, проводить упражнения на релаксацию и подвижные физминутки во время занятий, предупреждающие утомление детей.
В речевом уголке подобраны наборы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (игрушки и персонажи сказок для описания, картинки для фланелеграфа, сюжетные картинки и серии картинок, карточки и дидактические игры для пересказов, составления рассказов, маски для инсценирования). Для формирования грамматического строя речи (пособия на словоизменение и словообразование, на согласование частей речи, для составления предложений с простыми и сложными предлогами, для формирования фразы (работа над структурой предложения); Оформлены: картотека артикуляционных упражнений в картинках, картотека пальчиковых игр и словесных игр. Разнообразные пособия по развитию мелкой моторики. Многие из них изготовлены своими руками. Здесь и "цветные бусинки", и "весёлые резиночки", "длинные верёвочки", а также любимые детьми массажёры, "ёжики" су-джок и экспандеры, игра "Золушка", в которой нужно разложить в два ведерка горох и фасоль, а в сухом пальчиковом бассейне "прячутся" игрушки, картинки: ответы на загадки, или пуговицы, с помощью которых, кроме развития мелкой моторики, учимся с ребятами счёту, сравнению по величине, форме (зрительное восприятие, развиваем тактильные ощущения. Обучая детей длительному плавному выдоху, оборудовала полочку "Дуй, ветерок", где доступно для детей разместились дыхательные тренажёры. В центре «Книжкин дом» подборка детских книг и журналов, сюжетных картин, игр по познавательному и речевому развитию, портреты писателей и поэтов. Все книги и иллюстрации обновляются 1–2 раза месяц. Устраиваем выставки, посвящённые писателям и поэтам. Новые книги выставляются в соответствии с тематикой недели.
Центр «Мы живем в России» помогает формированию чувства патриотизма, расширению кругозора детей, воспитанию любознательности, где содержится материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой. Визуальные дидактические материалы: карта России, глобус, плакаты, флаги, буклеты, образцы народного творчества, фотографии значимых и памятных мест родного города, края; настольно-печатные игры, пазлы; папки с творческими заданиями
В условиях Крайнего Севера восприятие природных объектов детьми ограничено. Кратковременность межсезонья, отсутствие ярких природных явлений (цветение деревьев, прилёт птиц) крайне обедняет детские впечатления. Знакомить со многими природными объектами и явлениями приходится по картинкам. Это отражается на речи детей. Восполнить недостаток позволяет природный уголок, который совмещен с центром экспериментирования. Здесь дети не только учатся наблюдать за изменениями в природе, но и проводят простейшие опыты, что способствует развитию мышления детей, любознательности, познавательной активности.
В такой коррекционно-развивающей среде нашей группы созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.