Оксана Бакланова
Предметно-развивающая среда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «развивающая предметная среда детства» стало использоваться в конце 20 века. Это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Развивающая среда выступает в роли движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. [1]
Публикация «Предметно-развивающая среда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Коррекционно-развивающая среда в ДОУ так же является важным средством воспитания и развития детей с нарушением речи. Коррекционная педагогика выделяет в среде коррекционную направленность развивающей среды. Она решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с проблемами в развитии.
При организации коррекционно-развивающей среды необходимо учитывать:
-структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при взаимодействии с окружающей средой;
-соответствие коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей;
-обеспечение в среде обучающих и коррекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности;
-организацию поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды с опорой на «зону его актуального развития», для удовлетворения коммуникативных и познавательных потребностей при контакте со сверстниками и взрослыми на принципах организации «зоны ближайшего развития»;
-меру доступности, целесообразности среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности с применением специальных вспомогательных средств, дидактических материалов, коррекционных ситуаций;
-обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции. [3]
Предметно - развивающая среда в группе дошкольного образовательного учреждения должна учитывать все направления развития ребенка, должна быть направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей в условиях созданной педагогами групп, соответствовать ФГТ, отвечать всем нормам СанПИН и нормам безопасности.
Дополнительно необходимо учитывать, что содержательная сторона коррекционно-развивающей среды должна быть насыщена специфическими средствами и способами введения ребенка в социум. Основные и вспомогательные средства коррекционно - развивающей среды подбираются на основе требований научной организации жизнедеятельности ребенка с проблемами в развитии (например - речи).
Предметно - развивающая среда в группе компенсируюшей направленности для детей с нарушением речи так же способствует реализации основных направлений развития детей : физическому, коррекционно-познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному.
Ребенку с нарушением речи необходимы разнообразные по содержанию занятия, где ставится задача развития комплекса представлений, предметных, ролевых и игровых действий на основе тактильно-кинестетических, слуховых и других ощущений. Выполняя различные манипуляции с набором игр, требующих составить из частей целое, сложить объекты по заданной схеме действия, тренируют мышечный аппарат ребенка, развивают мелкую моторику, стимулируют двигательную активность и предметную деятельность ребенка. Такие формы общения с окружающими людьми и сверстниками занимательны и интересны детям.
Рассмотрим организацию «Центра сюжетно-ролевой игры». Нашу группу посещают только мальчики. Они любят играть с солдатиками, машинками, конструктивным строительным материалом. Поэтому им интересны игры, имитирующие строительство и ремонт, военные действия. Мальчишкам так же интересно выполнение предметно-игровых действий по темам : «Кухня», «Приготовление пищи», «Магазин», «Больница». Все дети любят играть с игрушками – трансформерами, поэтому, игры-трансформеры, из которых можно соорудить мебель, различные бытовые приспособления, ширму, отделяющую одно помещение от другого, сборно-разборные домики, им тоже интересны.
Всем известно, что развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка. Предпосылками для его развития являются следующие компоненты : коммуникативная направленность общения, интерес ребенка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, развитый фонематический слух, согласованное межанализаторное взаимодействие нескольких ведущих анализаторов, готовность артикуляционного аппарата, развитие основных функций речи.
Важно в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии создавать условия для самоутверждения. Детям особенно важно преодолевать чувства неуверенности в себе из-за недостатков предметно-практической деятельности, трудностей оречевления предметных действий, неточности знаний, умений и навыков. [2] В этом им помогают дидактические игры, без которых в центре грамотности никак не обойтись. Через дидактические игры возможно корригировать недостаточность внимания, наблюдательности, сообразительности и памяти. Играя в дидактические игры, дети учатся систематизировать предметы по сходным и отличительным признакам, а это то, что страдает у всех детей с проблемами в развитии. В этом случае благодаря игровому действию дети наиболее сосредоточенно работают над выполнением сложной для них задачи.
В группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Центр грамотности» включает обязательно раздел по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, который классифицируется на следующие зоны:
•Зону лексического развития (муляжи, игрушки, картинки по лексическим темам, домино и лото, предметные и сюжетные картинки, книжки на подбор синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов).
•Зону формирования грамматического строя речи (пособия на словоизменение и словообразование, на согласование частей речи, для составления предложений с простыми и сложными предлогами, для формирования фразы (работа над структурой предложения).
•Зону развития связной речи (игрушки и персонажи сказок для описания, картинки для фланелеграфа, сюжетные картинки и серии картинок, карточки и дидактические игры для пересказов, составления рассказов, книги, раскладушки, маски для инсценирования).
«Театральная студия» имеется в каждой возрастной группе, где дети разыгрывают спектакли, драматизируют сказки, разворачивают режиссерские игры. Этот центр представляет собой сказочный домик (или ширма) с набором кукол – героев сказок. В работе с детьми данный комплекс материалов позволяет использовать приёмы сказкотерапии. При разыгрывании различных сказок у детей развивается связная речь, навыки согласования, словообразования, умение строить диалоги, развивается мелкая моторика пальцев.
На формирование художественного вкуса детей существенное влияние оказывает музыкальное воспитание. В «Центре искусства (музыкальном)» главным действующим лицом выступает сам ребенок: он может прослушивать понравившиеся ему произведения, играть на музыкальных инструментах, проводить музыкальные занятия со сверстниками или с игрушками (куклами, мягкими игрушками). Такие условия необходимы для самопроявления ребенка в музыкальных видах деятельности. Мы так же используем музыкально-дидактические игры пособия, звучащие игрушки и музыкальные инструменты (дудки, рожки, музыкальные шкатулки, металлофоны и др., магнитофонные записи, фонотека.
В группе компенсирующей направленности необходима зона «уединения». Это небольшой уединенный уголок, где дети отдыхают, «общаются» с любимыми мультипликационными героями, смотрят книжки, альбом с фотографиями («Моя семья», «Визитная карточка группы», играют с мягкими игрушками, по желанию кидают мячи в «Дартс». Так как девочек в нашей группе нет, мы разместили его в кукольном уголке.
Главная цель организации физкультурно-оздоровительного уголка – это развитие разнообразия движений, двигательного творчества и качества движения; обеспечивающее двигательную активность детей, способствующее приобщению к миру физической культуры и здоровому образу жизни. Это повышает эффективность физкультурных занятий. Комплектация уголка : кольцеброс, кегли, мячи малой формы, обручи, сетки для забрасывания мячей, скакалки, массажные дорожки для тренировки стоп. Имеется в группе цифровая линейка для прыжков в длину с места, игра «Классики», которые помогают развивать физическую выносливость, координацию движений.
В коррекционно-развивающей среде группы компенсирующей направленности, организованной посредством зонирования пространства, мы создаём все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, для их речевого, познавательного и личностного развития. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.
Литература:
1. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда/ С. Л. Новоселова – М. : Центр инноваций в педагогике, 1995
2. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми/ В. И. Селиверстов – М. : 1994
3. Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида/ Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец – М. : ЗАО «Элти-Кудиц», 2003