Ирина Сергеевна Сергеева
Предметно-развивающая среда с учётом ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно пространственная среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Каждое образовательное учреждение уникально и имеет свою систему ценностей и социальных приоритетов в построении учебно-воспитательного процесса.
Публикация «Предметно-развивающая среда с учётом ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В период перехода на образовательные стандарты дошкольного образования роль искусства как особого явления человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве, продолжает быть важной составляющей частью воспитания детей.
Оно формирует культуру восприятия человеком окружающего мира, эмоционально-нравственный отклик на художественные произведения, интерес к разным видам искусства, увлеченность художественным творчеством, обуславливает наличие знаний об искусстве, самостоятельные суждения, взгляды, позиции по отношению к произведениям искусства, их художественной ценности.
Рассматривая музыкальное развитие как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребёнка к музыкальной культуре. Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-развивающую среду, которая достаточно подробно разработана в дошкольной педагогике. Однако этого недостаточно для моделирования процесса музыкального образования, направленного на становление личности ребенка.
Освоение новых технологий музыкально-эстетической работы в детском саду возможно лишь при наличии материально-технического, методического оснащения, отвечающего современным требованиям.
Если в детстве вы увлекались собиранием мозаики, то должны понимать, насколько это захватывающий процесс. Кстати, и взрослые не утрачивают азарта и стремления создавать из разрозненных кусочков непредсказуемые причудливые узоры, правильные орнаменты или вполне узнаваемые изображения предметов. А реализуют это свое стремление они с помощью не менее увлекательного рукоделия, называемого лоскутным шитьем, создавая своими руками все, что можно изготовить с помощью такни, нитки и иголки.
Это может быть и стилизованное лоскутное одеяло, и стеганое покрывало или прихватки для кухни, и одежда для взрослых и детей, и декоративные панно. И пусть изначально лоскутное шитье имело совершенно утилитарные задачи. Сегодня лоскутки сшиваются в целые полотна вовсе не из соображений экономии, а скорее из желания творить красоту и получать удовольствие от этого поистине волшебного действа.
Между прочим, говоря о произведениях искусства, мы не грешим против истины, потому что для пэчворка – лоскутного шитья существует вполне официальное определение «вид декоративно-прикладного искусства». А уж сколько видов этого самого вида! Да и самих техник работы с лоскутами ткани немыслимое количество. Поэтому неслучайно эта техника нами используется в детском саду.
Сначала идея «Города детства», так называется полотно, возникла к оформлению выпускного утренника, затем это произведение искусства нашей рукодельницы перекочевало на «Цветочный бульвар», используется, как вы видите, во время тематического оформления по временам года. В свободные сказочные окошки можно разместить фото дошкольников, украсить комнатными или дикорастущими растениями, а может в этом сказочном городе поселяться персонажи знакомых, любимых мультфильмов… Всё зависит от фантазии и желания педагогов и дошкольников, которых нужно обязательно привлечь к праздничному или будничному оформлению.
Кстати у нас имеется нашивное полотно «Звёздное небо», которое используют и воспитатели, и инструктор по физическому развитию во время путешествия на дальние планеты, и во время празднования Дня космонавтики. Путешествия, особенно тематические – это наш конёк. Чего только стоил полёт на воздушном шаре, хочу сообщить без ложной скромности, что даже у взрослых захватывало дух, когда «шар» находился под самым потолком, за бортом корзины, в которой летели путешествующие, висели настоящие мешочки. Соответственно, чтобы подняться выше, нужно выбросить балласт.
Жизнь современного дошкольника достаточно заполнена телевидением, компьютером. Но крайне недостаточно – игрой, общением со взрослыми и сверстниками, интересной совместной деятельностью. Игрушки – самоделки оказывают огромное влияние на эмоционально-нравственную сферу ребенка.
Куклы «цветок» и «часики» создавались всем коллективом, т. к. данные куклы изготавливались по количеству дошкольников в группе, лоскутки собирали всем миром: родители и все заинтересованные взрослые. Чтобы одинокие, но приятные во всех отношениях носки (чистые и без дыр) не пропадали даром, превратим их в кукол для кукольного театра. Правда, одной волшебной палочкой тут не обойдешься: понадобятся детали из картона, пуговиц, бусин и обрезков тканей.
У каждой куклы своё настроение, поэтому эскизы мимики кукол придумывали вместе с дошкольниками. Использование данного пособия: от танца до кукольного театра, от куклы домового до доброго друга, с которым можно поделиться секретом. А если куклам придумать имена, то
периодический приход этих цветочков и часиков, будет бесконечен. Сам принцип использования куклы часики - это и обучение временам года и определения времени и т. д. и т. п.
Идея ореха - кракотука навеяна сказкой «Три орешка для Золушки». И так как орех предполагался крупный, то решено было сделать его из монтажной пены – она облегчает вес и в опытных руках придаёт натуральный вид изделию - тем более, что опыт изготовления фигур по этой технологии в нашем Д О У имеется и был положительно оценён в прошлом сезоне, при распределении мест за лучший участок: у нас изготовлены сказочные фигуры из этого материала. Благо и в этом жанре есть незаменимая любительница и мастерица. Однако главный сюрприз находиться внутри: маленькие натуральные орешки с пожеланиями или загадками, в зависимости от вашей фантазии.
Своевременное появление языковых игр, их богатство, оригинальность и интенсивность – симптом благополучия в речевом развитии детей. Дидактические игры, призваны, прежде всего, стимулировать детскую самодеятельность. А задача педагога создать благоприятные условия для речевой деятельности ребёнка. Для этого необходимо систематически обновлять речевой уголок в группе новыми дидактическими играми и многофункциональными дидактическими пособиями. Одно из таких пособий мы сделали своими руками, его можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельных играх детей. Это пособие «Цветик - семицветик», «цветик –листоцветик», «цветик- многоцветик», которое изначально было создано для танца «Лепесток», «Листоцветик»-к осеннему празднику «День матери», в дальнейшем эти пособия стали многофункциональным, которыми активно пользуются воспитатели, учителя - логогопеды и педагог - психолог.
И, наконец, как нам в детском саду обойтись без любимого родного «Чудесного мешочка».
Таковым стал «Чудесный сундучок», вернее сундук. Это и выход двоих из ларца, одинаковых с лица, появление куклы, ожившей в танце, хранилище новогодних подарков и самых разнообразных сюрпризов в зависимости от вашего желания и фантазии.
Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального образования и развития дошкольников необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должены быть педагоги, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества воспитанников в музыкальной деятельности.
Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм её воздействия на личность, а также качества личности, составляющие основу креативности. Определение особенностей креативной личности и развивающей музыкальной среды является управленческой деятельностью педагога, направленной на проектирование условий творческого развития дошкольников.