Екатерина Черноусова Фефилова
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня предметно-развивающей среде образовательного учреждения уделяется большое внимание. Особенно это важно в логопедической группе, как в групповом помещении, так и в кабинете логопеда. Опыт работы показывает, что формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями возможно только при хорошо организованной предметно – развивающей среде.
Публикация «Предметно-развивающая среда логопедического кабинета» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
По мнению учёных, предметная среда – мощный фактор детского развития. Такие педагоги, как С. Л. Новосёлова, О. В. Цаплина, определяли предметно-развивающую среду как средство педагогического воздействия, позволяющее добиться положительных изменений в развитии речевой деятельности.
При создании предметно-пространственной развивающей среды мы использовали следующие общие принципы:
Принцип доступности и мобильности: материал для самостоятельных игр детей расположен на нижних открытых полках, дидактические пособия, дидактические куклы, планшеты легко снимаются и переносятся во время игр.
Принцип системности: весь материал систематизирован по тематикам.
Принцип интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Принцип здоровьесбережения: достаточное естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над доской, проведена пожарная сигнализация, мебель для детей регулируется по высоте.
Принцип активности. Это возможность активно участвовать в создании своего предметного окружения;
Принцип вариативности, предусматривающий создание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии с меняющимися возможностями детей;
Принцип «половых и возрастных различий»;
Принцип эстетической организации среды.
Необходимо помнить, что вся деятельность детей в логопедическом кабинете должна нести направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие детей, в связи с этим логопедический кабинет разделё н на следующие центры:
1 - Центр индивидуальной работы.
Здесь расположены: настенное зеркало и индивидуальные настольные зеркала, стол и два стула для занятий у зеркала, на полках - раздаточный материал для индивидуальных и подгрупповых занятий, логопедические зонды, шпателя, вата, спирт, настольно – печатные дидактические игры и картотека заданий для автоматизации поставленных звуков, набор предметных картинок и пособий для артикуляционной гимнастики, над зеркалом расположены картинки для зрительной опоры для проведения артикуляционной гимнастики.
Здесь есть и пособия для развития дыхания: тренажёры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистульки, дудочки, «Мыльные пузыри», вертушки, «Снежинки», пёрышки, листочки, бабочки, жуки, птички, ватные шарики для поддувания, султанчики.
2 - Учебный центр.
Учебный центр предназначен для подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.
Центр оснащён магнитной школьной доской, детскими столами и стульями для занятий,
над доской – дидактическое пособие «Поезд», по бокам – «Солнышко» и «Волшебный цветок» - для закрепления правильного употребления предлогов в речи.
Для лучшего усвоения характеристик звуков и запоминания образа букв используется панно «Город звуков и букв».
На полках расположены настольно – печатные игры, пособия по разделам, которые находятся на доступном для детей месте и содержат материал для самостоятельных игр для развития:
- мышления, зрительного внимания и восприятия
- связной речи
- обучение элементам грамоты.
3 - Центр сенсомоторного развития.
Здесь расположены:
Уголок сенсорного развития.
Погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики
Звучащие игрушки-заместители (маленькие коробочки с различными наполнителями – горохом, фасолью, камушками и т. д.)
Картотека игр на развитие слухового внимания
Настольная ширма
Флажки разного цвета
Пирамидки
Настольно – печатные дидактические игры.
Уголок по развитию моторики и тактильных ощущений.
Разрезные картинки и пазлы
Разноцветные прищепки
Бусины, пуговицы, бросовый материал для нанизывания
Малые мячи разных размеров
Счётные палочки для выкладывания предметов по образцу
«Пальцеход»
Буквы, геометрические фигуры, мелкие игрушки, плоскостные фрукты и овощи из круп, семечек, бросового и природного материала для ощупывания, «волшебный мешочек»
Материал для развития графических навыков (трафареты для штриховки, трафареты букв и геометрических фигур, плоскостные изображения предметов для обводки, тетради, прописи, карандаши)
«Пальчиковый бассейн»
Массажные мячики
Игрушки – шнуровки.
4 - Центр наглядно – дидактических пособий и документации.
Здесь находится рабочее место логопеда, шкаф, в котором весь материал систематизирован по разделам:
- дидактический материал для обследования речи детей
- дидактические игры и пособия, картотека по развитию ориентировки в пространстве и во времени
- дидактические пособия на развитие фонематического слуха и восприятия, для обучения элементам грамоты
- картотека занятий по формированию звукопроизношения, грамматического строя речи
- документация
- методическая литература
- наглядно – методический материал.
5 – Центр информации родителей расположен на двух стендах в раздевалке.
На первом стенде – режим дня, расписание занятий, рекомендуемый словарь, задания по лексической теме, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, на втором стенде – советы логопеда.
Таким образом, в кабинете созданы условия для комфортного и безопасного взаимодействия с окружающей средой, и самое главное – для совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной активной деятельности детей, позволяющие взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Систематически проводится анализ развивающей среды кабинета с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями, в связи с этим речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры, игрушки и пособия систематически меняются в течение года и ориентированы на «зону ближайшего развития».
Вывод: умело организованная коррекционно – развивающая среда позволяет вывести детей на новые уровни владения речевыми умениями, а также поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии.