Севастьянова Елена
Предметно-пространственная среда группы
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-пространственная среда группы.
Перестраивая предметно-развивающую среду в группе по требованиям ФГОС ДО, старалась сделать её как комфортную и безопасную для ребенка. Используемые материалы и оборудование создают оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей.
Публикация «Предметно-пространственная среда группы» размещена в разделах
Исходя из своих возможностей, старалась сделать предметно-развивающую среду настолько насыщенной, чтобы она обеспечила игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, а также двигательную активность, в том числе развитие мелкой моторики. Предметно-развивающая среда организована так, чтобы выполнять образовательную, развивающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, развивает самостоятельность и самодеятельность ребёнка.
Наличие в группе различных мягких модулей, ширм, предметов из природного материала дает возможность сделать среду полифункциональной. Многое сделано руками родителей. Среда была организована так, чтобы каждый ребё нок получил возможность участвовать в разнообразной деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов, в рисовании, лепке, элементарном труде, в творческой деятельности, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом. В каждом центре создала обстановку для одновременной деятельности 2-3 детей и взрослого. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование было расположено по периметру группы предусмотрены достаточно свободные, хорошо просматриваемые пространства передвижения для ребенка.
Предметная среда группы организована так, чтобы стимулировать восприятие детей. Периодически что-то убирая, что-то добавляя, вызываю этим самым интерес у детей. Объясняю детям, как правильно пользоваться теми или иными новыми атрибутами, показываю личным примером и участием, как лучше их использовать. Все находится в свободном доступе для детей. Жизненное пространство в группе даёт возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты. Игровые зоны отделяются одна от другой перегородками с ячейками, карманами, нишами.
Предметы подбираются внешне привлекательные ярких цветов, четкой несложной формы, крупных размеров, выполненных из разнообразных безопасных для здоровья ребенка материалов. Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, стараюсь располагать в доступном для ребенка месте, это способствует развитию его активности, самостоятельности. Стараюсь использовать материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Расположение мебели игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Дети могут играть на полу, ковре, а также разместить все на столах (сделав большую трассу для автомобилей). Пространство группы используется, как для двигательной активности детей, так и для творческих игр.
Только большое разнообразие «центров» и «уголков» в группе выполняют потребность ребенка в развитии познавательного общения и двигательной активности.
Центр двигательной активности.
Способствует формированию у детей основ здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья, развитию физических качеств, формированию двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка; создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
"Физкультурный уголок" — полка на колесах с большим внутренним пространством и крючками с внешней стороны, где находятся мячи разной величины, а также массажные коврики; обручи, кольца, скакалки, атрибуты для подвижных игр, массажеры для стоп и тела, тренажеры для глаз, дыхания, коррекции осанки, дорожки здоровья с пуговицами, ракушками, цветными палочками, веревочками, лентами, платочками. Сверху расположена полка с отверстиями, куда удобно вставляются разноцветные флажки для гимнастики. Содержание атрибутов постоянно пополняется, что позволяет заинтересовывать детей и способствует развитию двигательной активности.
Центр музыкальной деятельности.
Способствует пробуждению интереса детей к театру и музыке, воспитанию уверенность в себе, положительной самооценки, умению преодолевать комплексы, развитию речи. Музыка - не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное.
Для развития музыкальной деятельности детей множество музыкальных инструментов, музыкально- дидактические игры; инструменты, сделанные руками родителей (погремушки, бубны, трещотки, шумелки, барабаны). Значительно пополнен центр фабричными металлофонами, дудочками, народными свистульками, бубнами, маракасами.
Центр театральной деятельности.
Театрализованная деятельность помогает развивать интересы и способности ребенка: разнообразные виды театра (настольный, би-ба-бо, кукольный, теневой, конусный, пальчиковый) : атрибуты, элементы декораций, сделанные своими руками и руками родителей. Набор вязаных масок-шапочек лесных и домашних животных, может использоваться для драматизации разных сказок. Используя все пособия, дети становятся более раскрепощенные и общительные, учатся четко формировать и выражать свои мысли.
Также используем фланелеграф, который позволяет менять сказки и разнообразный предметный материал по необходимости. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения учить играя.
Дополнением к театральному уголку является уголок ряжения. На полках расположены яркие коробки с костюмами для девочек и мальчиков: жилетки, юбки, сарафаны, ленты, банты, косынки, фуражки. На плечиках висят в доступном месте русские сарафаны и жилетки разных основных цветов. В уголке ряженья ребёнок может позволить себе изменять свой облик, внешний вид, чтобы принимать участие в разных праздниках и выступлениях.
Центр сюжетно-ролевых игр.
В сюжетно - ролевая игре дети свободно и совместно действуют друг с другом, объединяются между собой по собственной инициативе, берут на себя роли, распределяют игровой материал (с помощью взрослого, выполняя те или иные игровые действия). Игра способствует формированию у детей ролевого взаимодействия, умению отражать разнообразные бытовые сюжеты, развивает умение определять тему, сюжет, распределять роли, включаться в разные ролевые диалоги. Игра воспитывает чувство доброжелательности, стремление самостоятельно договариваться друг с другом
Основной вид деятельности детей - игра. В группе имеются специальный центр сюжетно-ролевых игр, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: "Больница", "Жилая комната", "Парикмахерская", «Магазин», «Гараж». Игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Материал для сюжетной игры классифицируется исходя из его сюжетообразующей функции, и включает предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства. Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности. Благодаря разнообразию атрибутов у детей есть возможность играть не только в известные сюжетно-ролевые игры, как Магазин, Больница, Парикмахерская и т. д., но и придумывать свои сюжеты. В играх дети учатся строить отношения, находить выход из каких-то проблемных ситуаций, договариваться о сюжетах игры.
ля развития творческого замысла в игре для мальчиков организованы игровые зоны: мастерская, военные, дорожная безопасность, рыбаки, автобус, моряки, также имеются разнообразные технические игрушки. Универсальная "водительская" зона мобильна и представлена рулем на подставке, штурвалом, который легко переносится с места на место. В группе для четырехлетних детей, используем игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина скорой помощи, грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т. п.). Ряд игровых атрибутов можно заменить предметами-заместителями для развития воображения ребенка, расширения творческих возможностей в игре.
Центр развивающих игр.
азвивающие игры оказывают благотворное влияние на развитие психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия). Многие игры способствуют развитию зрительных, слуховых, кинематических ощущений, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, а также целенаправленного внимания, наблюдательности, памяти. Из дидактических игр используем лото, разрезные картинки, парные картинки, различные вкладыши с предметными картинками и геометрическими фигурами. Имеем крупную пластиковую мозаику, магнитную и крупную гвоздиковую, пазлы из 4-16 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», а также игры с элементами моделирования и замещения, различные шнуровки. Разнообразные «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе позволяют организовать игру по-разному: сидя за столом, стоя у стены, лежа на полу. Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек: вкладышей, пирамидок, шнуровок, включила в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров. Для развития занятости детей используем бизиборды. Хорошим пособием является интерактивная рамка, с натянутыми рядами горизонтального и вертикального шпагата. На него прикрепляем прищепками картинки для рассматривания, обучения стихотворных текстов или выставки творческих работ.
Центр художественно-творческой деятельности
Ребенок младшего возраста начинает проявлять все более активный интерес к рисованию. Способствует удовлетворению детских потребностей в самовыражении через рисование, лепку, аппликацию. Центр оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей. Свои работы, поделки, выполненные совместно с родителями, размещаются на выставке. Подготовка к празднику, проведение развлечений, смена тематики недели, персональные выставки способствуют систематическому обновлению работ и поделок.
Новинка нашего центра ИЗО – тематическая интерактивная стена для разукрашивания и мобильный мольберт, куда в специальные пластиковые карманы помещаются картинки для раскрашивания или цветные картинки по темам недели. Имеется картотека разукрашек по основным темам недели и наборы цветных картинок для рассматривания. Имеются книги для ознакомления детей с разнообразными народными промыслами «Синие цветы гжели», «Народные игрушки», «Русская матрёшка» «Золотая хохлома», «Городецкая роспись». Особым успехом пользуются специальные доски для пластилиновой пластики с нанесенными контурами разных предметов и игрушек. Здесь же на стене натянуты веревочки с прищепками для организации небольших выставок своих работ.
Центр природы и экспериментирования.
ного возможностей развития детей заложено в игре- экспериментировании. Уголок природы с различными видами растений, занимательными экологическими играми содержит календарь природы, материалы для проведения опытов и самостоятельного экспериментирования, дидактические игры, иллюстративный материал, коллекции минералов, плодов и семян растений, природный бросовый материал и поделки из него. В процессе действий с природными объектами дети знакомятся с их свойствами, учатся различным способам упорядочивания. Имеющийся в группе материал и правильная его организация способствуют формированию у детей бережного и уважительного отношения к природе, развитию экологической воспитанности и экологического сознания.
Центр конструирования.
Конструирование – важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности, в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывая богатые возможности для сенсорного воспитания ребенка.
Для осуществления конструктивной деятельности детей предоставлены различные настольные и напольные стройматериалы, разнообразные конструкторы, крупный, мелкий, деревянный, пластмассовый что помогает развитию у детей технических способностей, является важным для всестороннего развития личности. Их разнообразие позволяет детям играть как одному, так и по несколько человек, объединяясь в общую игру.
Уголок релаксации, уединения.
Наш уголок уединения больше всего напоминает уютную спаленку. Там уютно, тесно и мягко. Это место для фантазий, где можно отлежаться, отсидеться, успокоиться — можно вылезать и снова включаться в общую суету.
Уголок уединения, где ребенок может расслабиться, побыть наедине с собой, со своими мыслями, поговорить с игрушками, посидеть в обнимку с подушками «солнышко» и «тучка». Встреча с любимой игрушкой помогает детям снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Некоторые чем-то расстроены и хотят побыть одни, другие объединяются по 2-3 человека и играют в свою, придуманную игру.
Уголок «Песок и вода».
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. В этом уголке есть различные песочные наборы, формочки для теста, лейки, сито, ситечки, трубки для выдувания под водой, камешки, палочки, пластиковые фигурки для плавания. Также есть ё мкости с различными крупами: пшеном, гречкой, фасолью для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Летом подобные игры легко организовать на улице.
Уголок эмоций.
Для урегулирования отношений между детьми в коллективе сверстников, для оптимизации хорошего настроения и мониторинга изменения его в течении дня, в результате смены режимных моментов использую уголок эмоций с фотографиями детей группы на цветных прищепках. Здесь же есть игра на ковролиновой основе «Покажи эмоцию», где дети могут выложить лицо ребенка или взрослого, разного пола, возраста, использовать мелкие детали для создания различных эмоциональных состояний.
Речевой центр.
Речевой центр с наглядным материалом, картинками предметными и сюжетными, пособиями и речевыми играми «Составь цепочку слов», «Что лишнее», «Подбери правильно» и др. в соответствии с тематическим планированием, а также разнообразный материал для развития речевого дыхания: трубочки, шарики для пинпонга, листочки, снежинки на ниточках. Пособия в речевом центре используются как для совместного взаимодействия взрослого с детьми, так и для самостоятельной деятельности.
Книжный уголок.
В группе недалеко от центра уединения есть уголок книги. Книги подобраны соответственно возраста детей. Каждая книга имеется в нескольких экземплярах, что бы одну и ту же книгу могли рассматривать сразу несколько детей, чтобы у них не возникало конфликта из-за книги. Книги на витрине меняем в соответствии с тематикой недели.
Деятельность уголка направлена на формирование интереса к книге и потребности к чтению. В книжном уголке подобраны книги разного вида и назначения. Есть книжки с картинками, книжки-ширмы, книжки-театры, музыкальные книжки, книжки-игрушки, сказки, скороговорки, считалки, пословицы и поговорки. Собрана подборка иллюстраций к сказкам и произведениям, дидактические игры «Найди героя», «Из какой сказки картинка», портреты авторов книг, фотографии детей и родителей за чтением любимых книг дома.
Центры, организованные в группе, предназначены для развития и обогащения знаний и умений детей в познавательной, речевой, социально-коммуникативной, художественно-эстетической сфере и физическом развития.
Принцип зонирования помогает менять периодически предметную среду. Зоны могут меняться местами, объединяться, дополняться новым оборудованием. Надеюсь, что динамичность развивающей среды должна побуждать детей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны — позволять взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей детей и потребностей воспитательного процесса, а также постановки воспитателями новых педагогических задач.