Елена Горохова
Предметно-пространственная среда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Информация о соответствии развивающей предметно-пространственной среды требования ФГОС ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах оснащена в соответствии с требованиями, обозначенными в ФГОС ДО. Оборудование помещений дошкольного учреждения является безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки-обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Темочки:
Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день состоит особо актуально. Это связано с введением в структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В соответствии с ФГОС программа строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослых и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении
- обеспечение жизненно важных потребностей формирующей личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает и роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, оно обогащает личностное развитие.
Пространство групп организованно в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития выступают:
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- уголок ряженья (для театрализованных игр);
- книжный уголок;
- зона для настольное-печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Для детей зоны оборудованы так, чтобы они могли свободно брать тот или иной игровой материал.
Принципы при формировании предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
- принцип дистанции позиции при взаимодействии;
- принцип активности, самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности-динамичности развивающей среды;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- принцип открытости и закрытости (с природой, с культурой, Я — образ);
- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;
-принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
Развивающая среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную и коммуникативную функцию. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. При создании развивающего пространства в групповом помещении педагоги учитывали ведущую роль игровой деятельности. Предметно-развивающая среда групп соответствует возрастным особенностям детей.
Немаловажную роль играют сюжетно-ролевые игры с игрушками. Если сюжет какой-либо игры воспроизводится мгновенно и с энтузиазмом, педагоги побуждают детей к новой игре: пусть они насладятся знакомым сюжетом в полной мере. Сигналами о необходимости изменений в игровой среде служит снижение эмоционального фона, речевой активности быстрое сворачивание игры. Поэтому в игровых наборах присутствуют куклы разного пола и «профессий», мягкие игрушки, наборы мебели (крупной и для игр на столе, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. Дополнительный игровой материал: коробки различного размера и формы, бечевки, катушки, лоскутки, палочки, трубки и пр. ; все это находит применение в игре и способствует развитию игровых замыслов и творчества. Так как дети активно осваивают различные средства и способы познания; незаменимыми помощниками при этом являются обучающие и развивающие игры. Среди дидактических игр, прежде всего, присутствуют игры на сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу, функции, на группировку, на воссоздание целого из частей. На общее обозрение выставлены знакомые детям обозначения разнообразных свойств (геометрические фигуры, цветовые пятна, цифры, и др.) - это помогает им быстрее освоить эталоны свойств и использовать их в самостоятельной познавательной деятельности. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (примерно один раз в два месяца).
Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специально выделенном месте.
При оформлении игровых уголков педагоги привлекают самих детей, так как ребята любят сами выстраивать для себя пространство, видоизменять его. Материал для строительных и конструктивных игр с возрастом детей становится разнообразным и более сложным. В развивающей среде активно используется знакомая детям символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Педагоги придумывают их вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначить буквально все можно и графически, а не только словесно.
В дошкольном возрасте проявляется интерес к речи, к познанию себя и своего места в этом мире. В этот период большое внимание уделяется книгам. Педагоги помогают детям осознать свои особенности, умения, уточнить представления о семье, людях разного возраста, пола, национальности, разных профессий и т. д. .
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду педагоги учитывают требования ФГОС, психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Предметно-пространственная среда в группах детского сада силами педагогов и родителей устраивается так, чтобы она могла соответствовать основным принципам: трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность и особенно трудно обеспечиваемый принцип — насыщенность. Решение вышеперечисленных принципов осуществляется в основном путем изготовления оборудования своими руками (ширма, перегородки) из старого материала и мебели.
В рамках реализации принципа «трансформируется», для того чтобы обеспечить возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющих интересов и возможностей ребенка, приобретены: передвижные шкафчики, легкие стеллажи, контейнеры,модули.
В рамках реализации принципа «полифункциональность», обеспечивающего возможность использовать предметы не обладающих жестко закрепленным способом употребления, приобретены: легкая детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы, развивающее панно.
В рамках реализации принципа «вариативность», кроме современных средств обучения, для самостоятельных игр и занятий по интересам приобретено: крупные и мелкие пластмассовые, деревянные, железные конструкторы, машинки, коляски, куклы, кукольная мебель, книжки для рассматривания; для самостоятельной художественно-эстетической деятельности: мольберт, специальная мебель в уголке по художественно-эстетической деятельности и набор изобразительных средств : альбомы, краски, кисточки, пластилин: оборудование для опытно-экспериментальной деятельности: для игры в «супермаркет» : тележки, кассовые аппараты, модули-конструкторы: для игры «салон красоты» : детская мебель, наборы материалов: для игры «поликлиника» : набор детской мебели, атрибутов для игры в больницу, «пароход», «самолет», «водитель» - крупные корпусные модели парохода, самолета, машины.
Для развития движений в спортивном зале и группах имеются мячи, обручи разного размера, мягкое спортивное оборудование: крупные мячи,мячи-прыгалки, комплекты мягких спортивных модулей, атрибуты для выполнения общеразвивающих упражнений: гимнастические палки, «гантели».
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ насыщенная, пригодная для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей отвечающая потребностям детского возраста.
Информационная справка
об образовательных потребностях, интересах воспитанников и запросах родителей (законных представителей)
В анкетировании приняло участие 144 человека, что составило 73% от возможного числа респондентов. Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие и сотрудничество, остаются не равнодушными к жизнедеятельности учреждения. Удовлетворенны уровнем образовательных услуг, которые соответствуют интересам их детей.
После анализа анкет выявлено следующее:
1. 94,5% (135 человек) систематически и вовремя получают информацию о целях и задачах детского сада в области обучения и воспитания ребенка, о режиме работы дошкольного учреждения.
5,5% (9 человек) затруднились ответить на этот вопрос.
2. По мнению родителей, самое важное направление деятельности в ДОУ это:
физическое развитие — 26,6% (38 человек, затем:
познавательное развитие — 21% (30 человек,
социально-коммуникативное — 18,9% (27 человек,
речевое развитие — 17,1% (25 человек,
художественно-эстетическое развитие — 16,4% (24 человека)
3. 82,6% (118 человек) — активно посещают родительские собрания,
26,4% (26 человек) — стараются но не всегда получается.
4. Обычно обращаются за консультацией к воспитателям:
43,4% (62 человека) — по проблемам воспитания и развития ребенка
31,5% (45 человек) — общаются с воспитателем по их инициативе
20,3% (29 человек) - о вопросам отношений ребенка с другими воспитанниками
4,8% (8 человек) - общаются на разные темы
5. 51,1% (73 человека) — нуждаются в информации об уровне подготовленности на каждой возрастной ступени
33,6% (48 человек) — нуждаются в информации об особенностях воспитания и обучения в условиях ДОУ
8,4% (12 человек) - нуждаются в информации о проблемах подготовки к школе
6,9% (11 человек) — нуждаются в информации о психологических особенностях возраста ребенка.
6. 97,9% (141 человек) — удовлетворены оказываемыми образовательными услугами.
2,1% (3 человека) — затруднились ответить на этот вопрос.
7. 25,8% (34 человека) — нуждаются в информации о мероприятиях проводимых в детском саду.
23,7% (31 человек) — нуждаются в информации о режиме работы ДОУ.
18,5% (25 человек) — компетентности и достижениях педагогов. нуждаются в информации о профессиональной
17,1% (23 человека) — нуждаются в информации об условиях реализации образовательной программы в ДОУ.
8,4% (12 человек) — нуждаются в информации об инновационной деятельности, связанной с обучением и воспитанием.
6,5% (9 человек) — нуждаются в информации о финансовых расходах в ДОУ.
8. 92,3% (133 человека) — знакомы с основными положениями программы определяющей содержание образования в ДОУ.
7,7% (11 человек) — затруднились ответить на этот вопрос
9. 93,7% (135 человек) — считают, что в дошкольном учреждении создается предметная среда, способствующая успешному образованию и комфортному самочувствию детей.
6,3% (9 человек) — затруднились ответить на этот вопрос.
При анализе анкетирования выявлено, что в целом родители удовлетворены работой детского сада. Педагогический коллектив обеспечивает высокий уровень развития детей. Педагоги выстраивают взаимоотношение с детьми на основе диалога, открытости и доверия. Родители систематически и вовремя получают информацию о целях и задачах детского сада в области обучения и воспитания детей, о режиме работы дошкольного учреждения (часы работы, праздники, нерабочие дни). Родителей ДОУ удовлетворяет уход, воспитание и обучение (оздоровление, развитие способностей и т. д.) которые получает ребёнок в дошкольном учреждении.
С целью обеспечения целостности образовательного процесса в ДОУ и семье педагогический коллектив активно сотрудничает с семьями воспитанников, осуществляет изучение социального заказа семьи к ДОУ, проводит регулярные мониторинговые исследования для использования полученных результатов при проектировании образовательной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Информационная справка
о результатах диагностики образовательных потребностей, профессиональных затруднений педагогов, связанных с вопросами введения ФГОС ДО
Всего было опрошено: 12 педагогов, 4 специалиста
Вопросы анкеты Ответы Количество ответов %
1. Считаете ли Вы, что введение ФГОС ДО положительно сказалось на развитии воспитанников? Да
Нет
затрудняюсь ответить 18
0
7 72%
28%
2. Считаете ли Вы, что введение ФГОС ДО положительно сказалось на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении? Да
Нет
Затрудняюсь ответить 20
0
5 80%
12,5%
3. Какие положительные изменения произошли в образовательном учреждении с введением ФГОС ДО? Высказывания педагогов обобщены:
«Большое внимание уделяется индивидуальности ребенка; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; повысился социальный статус ДОУ; улучшилась материальная база».
Затруднились ответить 22
3 88%
12%
4. Сформулируйте основные отличия ФГТ от ФГОС?
Высказывания педагогов обобщены:
«В ФГТ — две группы требований; дошкольное образование — первая ступень образования; в ФГОС ДО — пять образовательных направлений, в ФГТ — десять; ФГОС ДО : в ОП обязательной части отдается — 60%, формируемой участниками — 40%, в ФГТ: 80% и 20%
Затруднились ответить 25
0 100%
5. Сформулируйте, в чем состояла готовность педагогов к введению ФГОС ДО? Высказывания педагогов обобщены:
«Желание педагогов изучить, понять и внедрить в практику ФГОС ДО;
создание условий в ДОУ.