Елена Широкова
Предметно-пространственная развивающая среда с элементами воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Предметно – пространственная развивающая среда является главным условием, определенных концепцией ФГОС дошкольного образования. В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающая среда должна быть :
Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда с элементами воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические,соответствующие материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами;
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
-вариативной- наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования, периодичная сменяемость игрового материала, появление новых предметов, обеспечивающих свободный выбор детей и стимулирующих разные виды детской деятельности.
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;
- безопасной – все элементы развивающей предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими, как СанПиН и Правила пожарной безопасности.
Определяя наполняемость развивающей предметно-пространственной среды, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса.
Также при организации развивающей предметно-пространственной среды взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования развивающей среды, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании развивающей предметно-пространственной среды необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.
Физическая активность - важнейшая потребность ребенка и одна из ведущих областей дошкольного образования. Она способствует формированию самостоятельности и инициативности, укреплению чувства уверенности в себе, эмоциональному комфорту детей.
В нашей группе №11 «Матрешки» очень любим детьми уголок здоровья. В нем представлены : коврики с нашитыми пуговицами, подушечки с горохом, фасоли для массажа стоп, ребристая доска, мячи разных размеров, султанчики, скакалки, гимнастическая лестница, мат, обручи, массажные мячики, «тропинка здоровья», атрибуты для подвижных игр, иллюстрации, показывающие использование спортивных пособий, выполнение гимнастики для глаз, картотеки утренней гимнастики,
имеется инвентарь изготовленный руками родителей.
Таким образом, создавая один из частей (уголок здоровья) предметно-пространственной среды, мы выполняем задачи, которые представлены в направление «Физическое развитие» :
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
3. Накопление и обогащение двигательного опыта детей.