Марина Варнавская
Предметно-пространственная развивающая среда детского сада (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды. Согласно требованиям ФГОС ДО она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
По определению С. Л. Новоселовой, «предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Поэтому она должна быть комфортной, уютной, рационально организованной, наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда детского сада (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Предметы, которые окружают воспитанников, должны быть разнообразны (наличие всевозможного игрового и дидактического материала, доступны (расположение материала в поле зрения ребенка, центрированы (организация предметной среды) и обеспечивать индивидуальный комфорт и психологическую защищенность.
В МБДОУ детский сад № 5 «Теремок» развивающая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти себе занятие по интересам.
Оборудование размещается по секторам (центрам развития). Это дает детям возможность объединиться в подгруппы.
Особое внимание педагоги МБДОУ обращают внимание на такие материалы и игры, которые активизируют познавательную деятельность дошкольников: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности (магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и т. д., природные объекты для опытов и экспериментов.
Таким образом, развивающая среда побуждает дошкольников к деятельности, развивает воображение и самостоятельность.
Для того чтобы сделать процесс создания развивающей среды осознанным и последовательным, педагогический коллектив МБДОУ детский сад № 5 „Теремок“ ориентируется на алгоритм, разработанный методической службой МБДОУ.
Данный алгоритм помогает педагогическому коллективу в ходе реализации ФГОС ДО оценить, соответствует ли содержание развивающей среды новым требованиям, и используется с целью преобразования групповых, межгрупповых помещений и территории детского сада.
Какие действия предусматривает алгоритм проектирования предметной среды в МБДОУ детский сад № 5 «Теремок»
Алгоритм проектирования развивающей среды представляет собой систему последовательных действий и включает четыре этапа — технологических шага.
1-й шаг — сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
Педагоги каждой возрастной группы анализируют соответствие развивающей среды группового помещения требованиям ФГОС ДО, задачам реализуемой образовательной программы дошкольного образования.
На основе результатов анализа формулируют цель и задачи дальнейшей работы с учетом возрастных особенностей воспитанников и педагогических установок.
Например: цель — создать развивающую среду, которая:
обеспечивает полноценное развитие детей;
раскрывает на определенном возрастном этапе их индивидуальные способности;
развивает самостоятельность, формирует у каждого ребенка восприятие себя как активного деятеля;
создает условия для взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми;
помогает учитывать интересы детей при организации образовательной деятельности.
2-й шаг — определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач и учебно-методические пособия для эффективной работы с воспитанниками.
Педагоги, ориентируясь на программные задачи и содержание образовательной работы с детьми определенного возраста, составляют список:
учебно-методических пособий;
игр и игровых материалов для самостоятельной детской деятельности;
специального оборудования для разных видов детской деятельности.
Воспитатели средних и старших групп планируют работу по проектированию и созданию игрового пространства вместе с детьми. Для этого, например, проводят конкурсы детских рисунков на темы «Моя любимая группа», «Дом, в котором я живу» и т. д. Так педагоги выявляют предпочтения воспитанников, узнают их мнение относительно того, что должно быть в группе для игр и занятий.
К преобразованию развивающей среды группы на этом этапе воспитатели привлекают родителей. Вместе они обсуждают дизайн помещения, изготавливают игровой и познавательный материалы. Кроме того, из бесед с родителями воспитатели лучше узнают интересы, предпочтения и особенности детей группы.
3-й шаг — определить дополнительное оборудование.
Педагоги составляют список дополнительного оборудования. Оно необходимо для того, чтобы разместить игровой материал, учебно-методические пособия и обеспечить режимные моменты. Это столы, стулья, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, изобразительных материалов и т. д.
Кроме того, на этом этапе педагоги намечают, чем пополнить развивающую среду группы в ближайшее время, если в этом будет необходимость.
4-й шаг — определить, как разместить оборудование в игровой комнате и дополнительных помещениях группы.
На этом этапе воспитатели следуют принципу нежесткого центрирования. При организации развивающей среды группового помещения они учитывают следующее соотношение секторов:
50% — сектор активной деятельности: центры двигательной активности и музыкально-театрализованной деятельности, игровые уголки;
20% — сектор спокойной деятельности: центр художественной литературы, природная зона и уголок отдыха;
30% — рабочий сектор : центры познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
В рабочем секторе также размещается оборудование для совместной и регламентированной деятельности.
Все сектора имеют условные границы, которые определяются в зависимости от конкретных задач образовательного момента. Часто дошкольники «заражаются» интересами сверстников, желают присоединиться к их игре. Поэтому планировать сектора надо так, чтобы они могли вместить всех желающих.
Далее педагоги расставляют оборудование и мебель согласно намеченному плану, который они предварительно изображают на бумаге.