Роза
Консультация «Предлагать ли детям делиться?»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРЕДЛАГАТЬ ЛИ ДЕТЯМ ДЕЛИТЬСЯ?
Привычный педагогический штамп – детей нужно учить делиться. Всем всегда.
Собственно, в этом нет ничего плохого : ребенок живет не один в доме, он не один и в группе. Но нет ли в нашем желании вырастить непременно отзывчивого коллективиста другой крайности – отрицания права ребенка на собственность и на собственное безопасное жизненное пространство? Почему у взрослых «все свое собственное «, а у детей «все общее»?
Темочки:
Итак, детей можно заставить делиться, перешагивая через их чувства и желания – воздействовать силой. Но тогда не стоит удивляться. что став старше и привыкнув подчиняться силе, они будут придерживаться именно такой стратегии : либо беспрекословно отдавать свои вещи по первому требованию хулиганствующих обормотов, либо действовать силой по отношению к другим детям.
КАК БЫТЬ :
Прежде всего, подумать, не поддаваться на собственные сиюминутные чувства и не пользоваться стереотипами, потому, что:
В раннем возрасте дети, скорее всего, не готовы искренне делиться своими игрушками, предметами – они представляют для детей осязаемую чувственную желанную ценность.
Примерно в возрасте 3-4 лет игрушки, предметы приобретают смысл осознаваемого личного пространства : «я», «мое»
В 4-5 лет назначение игрушки или предмета, в том числе, - быть средством установления партнерских отношений с другими людьми.
В 5-6 лет – это еще и способ обозначить свои личностные особенности, достижения, достоинства. Учитывая эти возрастные особенности, а также принимая во внимание особенности индивидуальные (отношение в семье к вещам ребенка, например) и традиции группы (а не лично ваши) с детьми можно договориться.
С ребенком раннего возраста : «Конечно, это твоя машинка. Димина машинка. Когда Дима поиграет с машинкой, мы с Колей попросим машинку. «Проблема в том, что у ребенка нет умения корректно заявить о своем желании. Нужен образец.
С детьми более старшего возраста : «Это Олины карандаши. Оля хорошая девочка. Если мы попросим Олю, она позволит нам порисовать вместе с ней» Каждому ребенку этого возраста важно быть хорошим. Тем более, что вы не предлагаете просто отдать, вы предлагаете порисовать вместе. Не уходите сразу. Вместе – это и с вами тоже.
В средней и старших группах логика примерно та же : подчеркните ПРАВО ребенка на предмет – это успокоит страсти. Затем обозначьте причину этого права – это придаст уважение «собственника» к вам и претендента к «собственнику», даст понимание причины сопротивления. «Сашина машинка. Саша собирает гоночные машинки. Он знает много названий. Давай посмотрим его гоночные машинки.» Не оставляйте сразу- побудьте вместе с ними –это даст импульс к позитивному содействию сторон!