Шашкова Наталья Алексеевна
Праздник «Русь веселая и музыкальная»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитывать любовь и уважение к родной земле.
Задачи:
1. Расширять и закреплять представления детей об истории и культуре русского народа.
2. Использовать средства изобразительной деятельности, музыки, физической культуры в целях формирования личностного отношения детей к традициям, истории и культуре своего народа.
Предварительная работа.
1. Беседы с детьми о русской народной культуре, быте нашего народа, обрядовых праздниках.
2. Разучивание русских народных подвижных игр на физкультурных занятиях и прогулке.
3. Знакомство с русским народным фольклором (песни и хороводы).
Публикация «Праздник „Русь веселая и музыкальная“» размещена в разделах
- Весна. Сценарии музыкальных праздников
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
4. Знакомство с русскими народными промыслами на занятиях по изобразительной деятельности.
5. Создание в группах, с помощью родителей, мини-музеев по народному творчеству.
Оборудование: монетки из картона, изделия народного промысла (Хохлома, Дымка, Жостово, Гжель, матрешки, музыкальные инструменты, карусель, баранки, калачи, пряники.
Звучит русская народная песня «В горнице моей» выходят хозяйка и хозяин.
Хозяин: Здравствуйте, гости дорогие! Вам ли сидеть по домам да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?
Хозяйка: Рада вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный. Веселья вам, да радости!
Хозяин: Собралось к нам гостей со всех волостей. Ну, что ж, доброе начало, как говориться половина дела!
Хозяйка: Припасли мы вам забавушек на всякий вкус! Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку!
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Хозяйка: Милости просим на хлеб – соль по- старинному. За хлебом за солью всякая шутка хороша.
Хозяйка с хозяином подносят хлеб гостям.
Хозяин: Как соберутся девушки да молодцы, и песне места найдется, и пляске, и игре. А вот и наши девицы – красавицы, да добры молодцы пожаловали.
Входят дети в русских народных костюмах, садятся на скамеечку и поют «Страдания» слова и музыка З. Роот. Затем они здороваются с гостями и садятся на свои места.
Хозяйка: А теперь сядем рядком, да поговорим ладком! Потешимся и позабавимся.
За печкой раздается стук, чихание.
Хозяйка: Дед, а дед, чего это ты чихаешь? Будь здоров!
Хозяин: Это не я?
Хозяйка: Это вы, ребятишки, чихаете?
Дети: Нет.
Хозяйка: Значит мне померещилось.
Из - за печки вылетает лапоть.
Хозяйка: Это кто же тут шалить вздумал?
Кузя: Это я! Домовенок Кузя! Апчхи!
Хозяйка: Будь здоров! И чего это ты, Кузенька, хулиганишь?
Кузя: А обидели вы меня, в гости не пригласили.
Хозяйка: Ну, прости нас, Кузенька! Выходи, покажись, какой ты есть, с ребятами поиграй.
Кузя: Не пойду. Я вас боюсь, еще обидите.
Хозяйка вместе с детьми: Не обидим!
Кузя: Не поколотите?
Хозяйка: Не поколотим!
Кузя: Не жвакните?
Хозяйка: А что такое жвакните?
Кузя: Ну, наподдадите, отлупите, отдубасите, все одно – больно.
Хозяйка: Да нет, не будем мы тебя обижать.
Кузя: И за уши не оттаскаете? А то я не люблю, когда меня за уши, да за волосы дергают.
Хозяйка: Я тоже этого не люблю.
Кузя: Ну так и быть, покажусь.
Из – за печки появляется Кузя.
Хозяйка: Ой, какой ты забавный, да красивый, и веселый…
Кузя: Еще трудолюбивый.
Хозяйка: Ты и трудиться любишь? А что ты умеешь делать?
Кузя: Все умею: и пироги печь, и лапти плести, и сказки рассказывать.
Хозяйка: Так расскажи нам сказку, а мы с ребятами послушаем.
Кузя: Сказку ей подавай, а в сказке -то как говорится? Сперва добра молодца в баньке попарь, накорми, напои, а потом и спрашивай.
Хозяйка: Не сердись, Кузенька, чем же тебя накормить-то? Может быть, листочков и травки нарвать?
Кузя: Это я не ем. Я не козел.
Хозяйка: Тогда отведай кашки.
Кузя: Хороша каша-то, за уши не оттянешь, сама варила? Молодец, вкусно. Хороша кашка, да мала чашка. А чайку не нальешь? (Хозяйка наливает чай из самовара). Э-хе-хе.
Хозяйка: Чем ты, Кузенька, недоволен, что опять не так?
Кузя: Скучно мне, целый день за печкой сидеть, да лапти плести.
Хозяйка: А может, ты и для наших ребят лапти сплетешь? Мы их у тебя и купить можем. Хозяин, доставай-ка денежки!
Хозяин раздает детям монетки из картона.
Кузя: Только мне помощники нужны. Я их сам считалкой выберу.
По селу идет Иван, потерял он свой кафтан,
А кафтан на улице его склевали курицы.
Курицы – наседки добрые соседки.
Дон, дон, дон, дон, начинай играть свой кон.
Проводится игра «Лапти».
Хозяйка: Ну что, Кузенька, веселей тебе стало? Не горюй, сейчас наши ребята тебя позабавят, с тобой поиграют.
Проводятся русские народные игры «Махоня», «Плетень».
Хозяин: Посмотрите, а вот и Иванушка идет в наш хоровод. Где ты был Иванушка?
Инсценировка русской народной песни «Где ты был, Иванушка?»
Хозяин: Хозяйка, а не поехать ли на ярмарку?
Дети: Мы тоже на ярмарку хотим!
Кузя: И я с вами хочу, возьмите меня с собой.
Дети садятся в «телегу» и отравляются на ярмарку. Исполнятся музыкально- танцевальная композиция «Ярмарка».
В зал входит коробейник. Дети садятся на скамейку.
Коробейник:Что за чудо, что за звон слышен здесь со всех сторон
Прибежал честной народ: это ярмарка зовет!
Эх, ярмарка хороша – поет и пляшет русская душа.
Товары разложены на все вкусы,
А овощи да фрукты
Сколько хочешь кушай!
А еще товары разные, какого хочешь цвета,
Хоть желтые, хоть красные.
Приглядись – выбирай по душе, и покупай.
Дети – продавцы берут лотки с изделиями народного промысла и читают стихи о товаре, который представляют.
1 ребенок: Ты разгляди- ка, не спеши:
Миски, ложки и ковши.
(Хохлома) Там травка вьется, там цветы
Необычайной красоты!
Блестят они как золотые,
А может солнцем налитые,
Звонкие, резные, ложки расписные.
2 ребенок: Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
(Жостово) Черные, желтые, красные,
Удивительные и прекрасные!
3 ребенок: Веселая, белая глина,
Кружочки, палочки на ней.
(Дымка) Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Вся такая разноцветная, искорками горя.
А ну, признайтесь честно, узнали вы меня?
4 ребенок: Бело- синее чудо, соловьиная трель –
(Гжель) Всем ты тронула душу наша русская Гжель.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку, легко перенесла.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой.
Не встретите на свете вы красоты такой!
5 ребенок: Ростом разные подружки
(Матрешки) Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Даже всех не сосчитать.
Дети исполняют песню «Россия – Родина моя»
музыка и слова С. Кузьмичевой.
Коробейник: А ко мне почему не подходите,
Ничего у меня не попросите?
У дедушки Якова товару выложено всякого:
Хочешь – трещотки, хочешь ложки,
Хочешь - рубель, хочешь – бубен.
А свистулька – лучше соловья.
Тронет за душу, музыка моя!
Дети берут инструменты для оркестра.
Ребенок: Инструменты в руки взяли – они сами заиграли.
Мы потешим всех гостей
На веселой ярмарке своей!
Оркестр исполняет русскую народную мелодию «На горе -то калина».
Ребенок: Веселил нас много раз, русский танец – перепляс.
Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!
Исполняется танец «Кадриль – карусель».
Коробейник: Что вы, гости тут сидите?
Или кушать не хотите?
Нагулялись, чай, с утра,
С ярмарки домой пора!
Вам дарю я угощенье
Очень вкусное печенье,
Бублики да сушки, прочие ватрушки.
Мы к столу вас приглашаем,
Мы вас чаем угощаем.
Пейте, пейте, не жалейте,
Не вприкуску, а внакладку,
Чтобы вкусно, чтобы сладко.
Дети садятся в «телегу» и возвращаются домой.
Литература:
1. Журнал «Веселая нотка» № 5 2004 год. Луконина Н. Н. «Ох, уж эта ярмарка».
2. Сборник «365 веселых игр для дошколят» Т. А. Куценко, Т. Ю. Медянова г. Ростов - на - Дону издательство «Феникс».
3. Сборник «Музыка и движение» С. И. Бекина, Т. П. Ломова
г. Москва «Просвещение» 1983 год.