Юлия Шарафутдинова
Праздник как форма организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Шарафутдинова Ю. В.
МАДОУ детский сад комбинированного вида 51
Праздник как форма организации досуговой деятельности
детей дошкольного возраста
Аннотация: статья посвящена определению роли досуговой деятельности во всестороннем развитии детей дошкольного возраста. Приведены классификации видов досуговой деятельности и дана их характеристика. Выявлена роль праздников в творческом, речевом, нравственном развитии дошкольников.
Публикация «Праздник как форма организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: дошкольный возраст, образовательный процесс, праздник как форма досуговой деятельности.
Sharafutdinova Yu.V.
Tyumen State University
Holiday as a form of organization of leisure activities
of preschool children
Annotation : the article is devoted to determining the role of leisure activities in the comprehensive development of preschool children. Classifications of types of leisure activities are given and their characteristics are given. The role of holidays in the creative, speech, and moral development of preschoolers is revealed.
Keywords : preschool age, educational process, holiday as a form of leisure activity.
Одной из ведущих форм детской жизнедеятельности является досуг. Особенность и ценность досуга заключается в том, что он соединяет в себе обучение, воспитание и развлечение. Досуговая деятельность предоставляет широкие возможности в реализации таких принципов обучения как: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (ФГОС ДО) [3] и служит достижению образовательных целей.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы можно выделить общий подход к классификации видов досуговой деятельности, это – учет характера участия детей (активное или пассивное, спланированности / неспланированности, количества участников, наличия / отсутствия творческого начала и др.
Виды досуговой деятельности человека условно можно разделить на три группы – отдых, просвещение, творчество. Приведем некоторые более детальные типологии современного досуга. Так, С. А. Шмаков отмечает, что досуговая деятельность обеспечивает включение ребенка в выполнение различных ролей, дает возможность проявлять себя в разных позициях виды и выделяет следующие виды досуга : пассивный / активный, организованный / стихийный, контролируемый / неконтролируемый, индивидуальный / коллективный, подражательный / творческий, опережающий / нормативный [1]. В основу данной классификации положен принцип учета характера деятельности, осуществляемой ребенком.
Культурно-досуговая деятельность детей дошкольного возраста представлена следующими видами: досуги, праздники, развлечения, самостоятельная художественная и познавательная деятельность, творчество и отдых.
Под досугом понимается игровая деятельность детей с участием взрослого (например, с использованием игрушек, музыкальных инструментов, книги). К развлечениям относятся теневой театр, кукольный театр, настольный театр игрушек, инсценирование на фланелеграфе, инсценировки, концерты с участием приглашенных артистов или самих детей.
К самостоятельной художественной и познавательной деятельности можно отнести общение по интересам, самостоятельную деятельность в центрах познавательной активности, создание рисунков и поделок, самостоятельные игры в кукольный и пальчиковый театр, пересказывание другу другу содержания сказок и мультипликационных фильмов.
Творчество как форма досуговой деятельности дошкольников включает занятия в изостудии, театральной студии, т. е. с использованием необходимой проектировочной среды (студий, центров).
Под отдыхом понимается активность детей в разных видах деятельности в комфортнных условиях, организованных педагогом (пассивный - констурирование, лепка, рассматривание книг и иллюстраций; активный – гимнастика, прогулки).
Особое место в культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста занимают праздники. Их своеобразие заключается в возможности интеграции различных видов искусства: художественного слова, музыки, танца, изобразительного искусства, драматизации.
Традиционно программы дошкольных образовательных организаций предусматривают проведение праздников фольклорных (Масленица, религиозных (Пасха, государственно-гражданских (Новый год, День Победы, международных (Международный женский день, семейно-бытовых (дни рождения, спортивных (День здоровья) и традиционных для конкретной организации праздников (День рождения любимого сада).
Организация праздника представляет трудоемкий процесс, который включает подготовку сценария, отбор актеров, выбор музыкального и литературного материала, проведение репетиций, изготовление костюмов и декораций, подбор светового оформления, подготовку угощений. В связи с этим в организации праздника принимают активное участие не только воспитатель, но и старший воспитатель, и музыкальный работник, и родители.
Содержание праздника традиционно представлено песнями, танцами, художественным словом, шутками, постановкой небольших пьес, сюрпризными моментами. Праздник, как форма культурно-досуговой деятельности, обогащает ребенка новыми впечатлениями, обеспечивает возможность проявления и развития творческих способностей, развитию монологической и диалогической речи, способствует формированию и развитию навыков сотрудничества, расширению кругозора. Структура праздника может быть различной, продолжительность зависит от возраста детей (от 20 минут до 1 часа).
Детские праздники создают единое культурно-образовательное пространство, помогая формированию нового поколения, интегрированного в современное социальное общество [2], способствуют решению задач по: формированию основ музыкальной и художественной культуры; эстетическому развитию; развитию внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, волевых усилий, инициативности, созданию условий для самореализации, самоутверждения и самораскрытия ребенка; укрепление добрых человеческих отношений между сверстниками.
Таким образом, значение досуговой деятельности, как одного из приоритетных направлений организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, в целом, и праздников, в частности не вызывает сомнений. Культурно-досуговая деятельность способствут всестроннему развитию детей дошкольного возраста и является основой формирования общей культуры ребенка.
Использованные источники
1. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика / И. Ю. Исаева. – М. : Флинта, 2010. – 200 с.
2. Оникова Т. Н. праздники и развлечения в детском саду как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://elib.pnzgu.ru/files/eb/doc/o9yrH8h4LHl0.pdf
3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/