Фариза Ижбердина
Праздничное общешкольное мероприятие для учащихся 1–9 классов «Космос человечеству»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка общешкольного мероприятия, посвященного Дню космонавтики, для учащихся 1-9 классов.
Цель: познакомить учащихся с историей освоения космоса и Ю. А. Гагариным – первым человеком, проложившим дорогу к красотам Вселенной.
Задачи:
Образовательная задача: познакомить детей с одним из самых героических событий из истории 20 века, а также с человеком его совершившим.
Публикация «Праздничное общешкольное мероприятие для учащихся 1–9 классов „Космос человечеству“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Воспитательная задача: формировать основы гражданской личности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Развивающая задача: развивать творческие способности учащихся; расширить их кругозор и обогатить словарный запас учащихся. Способствовать формированию социального опыта (навыков организации КТД, оценки своей работы, воспитание ответственности за порученное дело, осуществление сотрудничества в процессе совместной работы).
Оборудование и материалы: рисунки детей на космическую тему, портрет Ю. А. Гагарина, компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиозаписи песен: «Знаете, каким он парнем был», «Земля в иллюминаторе» или «Трава у дома» и «Смоленская дорога», клип-выступление Ю. Левитана «О первом полете человека в космос» и Ю. А Гагарина перед стартом, презентация «Космос человечеству».
Предварительная подготовка: подбор литературы, методической и исторической литературы. Поиск видео- и аудиоматериала, оформление презентации «Космос человечеству».
2. Выставка рисунков, посвященная освоению космоса.
3. Раздача стихов учащимся и слова ведущим.
4. Оформление зала.
Вступительная часть
Звучит фонограмма песни А. Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был!» Клип.
Ведущий.
Добрый день, друзья! На дворе апрель – месяц необыкновенный, а день сегодня знаменательный. Ведь именно 12 апреля ровно 58 лет назад человек впервые вышел за пределы земной атмосферы.
Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, но небо было огромным и непонятным для него. Человек поселил в небе богов. Но человеку хотелось подняться туда самому. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появлялись фантастические романы, конструировались летательные аппараты, так и оставшиеся на земле.
Ведущий 2.
Ладонью заслоняясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
– Ракета
Достигла станции Луна.
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
– Порядок.
Как-будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.
12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. (Слайд1,2).Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”
Ученик 1.
Когда мы вырастим, то в космос полетим.
Ну, а пока мы рассказать хотим
О людях тех, умелых и отважных,
Что покорили космос. Очень важно
Не забывать имен их –
Всех космонавтов и учёных.
Которые законы нужные открыли
И нам дорогу в космос проложили.
Ведущий. Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. (Слайд 3). И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса. Первые ракеты, искусственные спутники Земли и пилотируемые космические корабли были созданы под руководством учёного
(Слайд). Сергея Павловича Королёва.
(Слайд). А как началась дорога к космосу, кто стоял у истоков?
Ученик 3. Ещё со времен Древней Греции существовали мифы о полетах – Икар и Дедал.
На рубеже двух столетий – девятнадцатого и двадцатого наш соотечественник (Слайд) Константин Циолковский стал рассматривать космос как возможную среду обитания человека, исследовать условия, в которых окажется человек, совершая космический полёт.
Ученик 4.
В Калуге под Москвой
Учитель жил один простой,
Всю жизнь о космосе мечтал,
Сам нужные науки изучал,
Провел огромную работу
И начал создавать теорию
Космических полётов.
Он гений был, и в наши дни
О Циолковском помнить мы должны.
Ведущий:
В начале 1955 года стали готовить межконтинентальную баллистическую управляемую ракету Р-7 для запуска искусственного спутника земли (ИСЗ). (Слайд) Одновременно с этим в Казахстане начали строить новый космодром Байконур. Наконец, 21 августа 1957 г. советская космическая ракета стартовала в космос, (Слайд) а 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур запущен первый ИСЗ. (Слайд) Через месяц, 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром первая собака, отправленная в космос, Лайка. На Лайку надели специальный скафандр, для неё построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. Но Лайка из космоса не вернулась.
Прошло почти три года. 19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка (Слайд). 20 августа на территории СССР совершил мягкую посадку спускаемый аппарат с собаками. За это время корабль совершил 17 полных оборотов вокруг Земли. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю. Следующие живые существа - это Уголёк и Ветерок (Слайд). …
(Слайд). Так, учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
Ведущий: Давайте перенесемся на 58 лет назад. По радио передают сообщение, по всей стране люди собрались у радиоприемников: (запись сообщения) "Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время – 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство.
12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту.
(Речь Левитана – прослушивание)
Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Советского Союза летчик Гагарин Юрий Алексеевич". (Слайд 1и 2).
Ученик .
Рассвет. Еще не знали ничего.
Обычные "Последние известия".
А он летит через созвездие.
Земля проснется с именем его.
"Широка страна моя родная".
Знакомый голос первых позывных.
Мы наши сводки начинали с них.
И я недаром это вспоминаю.
Не попросив подмог ни у кого,
Сама восстав из пепла и из праха,
Моя страна, не знающая страха,
Шлет в космос ныне сына своего.
(Слайд) Портрет и дата рождения 09.03.1934 год
(Клип Гагарин) Слова Гагарина перед стартом.
Ведущий.
Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: "Гагарин", "Юрий", "Россия". Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам.
Вопрос 1. Кто скажет, сколько лет исполнилось бы первому космонавту?
Ответы учащихся.
Ведущий. Недавно, 9 марта, юбилей первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина отмечала вся наша страна, Р. Ф. Ему бы исполнилось 85 лет.
Песня «Смоленская дорога». Запись.
Вопрос 2: А как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?
Ответы учеников: смелым, трудолюбивым, целеустремленным, упорным, иметь отменное здоровье.
Ведущий. Космонавты должны быть не только спортивными, но и иметь хорошие знания. Сейчас мы проверим вашу сообразительность.
Надо разгадать загадки. Слайд «Загадки»
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут опустился (Парашют).
Чудо – птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)
Заворчу, закручу,
В небеса улечу. (Вертолёт).
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите (Спутник)
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в (Телескоп)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет (Луна)
Сверкая огромным хвостом в темноте
Несётся среди ярких звёзд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной -….(Комета)
Ведущий.
Юрий Алексеевич Гагарин, хоть и совершил он всего лишь один виток вокруг Земли, пробыл в космосе всего 108 минут, (Слайд) но это было начало - начало полётов в космос женщин, начало групповых полётов, выходов человека в открытый космос, начало эры международных космических станций, начало полётов на Луну, к Марсу и Венере. Первым вышел в открытый космос наш соотечественник А. Леонов(2Слайда) и честь стать первойженщиной, побывавшей в космосе, принадлежит тоже нашей соотечественнице – В. Терешковой. (2Слайда).
И сейчас мы с вами проведем «космическую» игру «Звездопад» (определим самых ловких).
Ход игры «Звездопад»
Приглашаются 3 участника. На полу рассыпаны разноцветные звезды.
Задание: кто больше наберёт звёзд за одну минуту с закрытыми глазами. Итак, готовы? Начали! 1-2-3-4-5.
Стоп! Считаем, сколько звезд вы насобирали?
(Ведущий подходит к каждому ребенку и у каждого пересчитывает собранные звезды). Победителя (тот, у кого больше оказалось звезд) я награждаю почетной звездой. Победителю я вручаю замечательный портрет первого космонавта Ю. А. Гагарина. Аплодисменты!
Ведущий:
Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую эру, эру открытий и выхода за пределы земной атмосферы.
Выход экспериментатора в космическое пространство означает не просто расширение сферы научной деятельности. Эксперименты в космосе позволяют решить большое число проблем, пока еще неразрешимых в земных условиях. Этому способствуют отсутствие атмосферы и невесомость.
Очень интересными оказались наблюдения (Слайд) Андрияна Николаева и
Виталия Севастьянова за дневным и сумеречным горизонтом. Впервые наблюдали также в момент появления первого солнечного луча при восходе Солнца. При этом выяснили, что размеры космической зари резко уменьшаются, приблизительно на 30%, что можно объяснить физиологическими особенностями глаза человека.
Если в чисто медицинских исследованиях космонавт является не столько экспериментатором, сколько испытуемым, то в биологических экспериментах роль экипажа более творческая. Таких экспериментов проведено уже довольно много. Практически на всех советских кораблях, начиная с «Востоков», и на американских кораблях «Аполлон» осуществлялись разнообразные биологические исследования. С Ю. А. Гагариным на «Востоке-1» и на «Востоке- 2», «4» Павел Попович экспериментировали растениями в космических условиях. На «Востоке-5» В. Ф. Быковский фиксировал растительный материал. В 1970 г. на «Союзе-9» А. Г. Николаев регулировал доступ света к опытным посевам одноклеточной водоросли хлореллы. Цель другого биологического эксперимента, осуществленного на «Салюте», — изучение развития головастиков болотных лягушек из икринок для исследования слияния невесомости на развитие вестибулярного аппарата.
Этот, с виду несложный, эксперимент является важным звеном общей цели исследовании: влияния факторов космического полета, в первую очередь, невесомости на развитие и функционирование живого организма на разном уровне, в том числе и на клеточном.
Схожие эксперименты проводили американские космонавты с яйцами морского ежа.
Огромное значение для человечества освоение космоса в целом имеет возможность наблюдения практически непрерывно за просторами Мирового Океана, этой «кузницы» погоды. Именно над толщами океанской воды зарождаются чудовищной силы ураганы и тайфуны, несущие многочисленные жертвы и разрушения для жителей побережья. Раннее оповещение населения часто имеет решающее значение для спасения жизней десятков тысяч людей.
5. Определение запасов рыбы и других морепродуктов также имеет огромное практическое значение. Океанские течения часто искривляются, меняют курс и размеры. Например, Эль Нино, теплое течение в южном направлении у берегов Эквадора в отдельные годы может распространяться вдоль берегов Перу до 12гр. ю. ш. Когда это происходит, планктон и рыба гибнут в огромных количествах, нанося непоправимый ущерб рыбным промыслам многих стран и том числе и России. Наблюдение со спутников помогает выявить «капризы» таких течений и дать полезную информацию тем, кто в ней нуждается. По некоторым оценкам российских и американских ученых экономия топлива в сочетании с «дополнительным уловом» за счет использования информации со спутников, полученной в инфракрасном диапазоне, дает ежегодную прибыль в 2,44 млн. долл. Использование спутников для целей обзора облегчило задачу прокладывания курса морских судов. Так же спутниками обнаруживаются опасные для судов айсберги, ледники. Точное знание запасов снега в горах и объема ледников - важная задача научных исследований, ведь по мере освоения засушливых территорий потребность в воде резко возрастает. Неоценима помощь космонавтов в создании крупнейшего картографического произведения - Атласа снежно-ледовых ресурсов мира.
Хотя первоначально спутник ERS-1 был разработан для наблюдений за океаном и льдами, он очень быстро доказал свою многосторонность и по отношению к суше. В сельском и лесном хозяйстве, в рыболовстве, геологии и картографии специалисты работают с данными, представляемыми спутником. Ученые имеют шанс получать новые сведения о топографии земной поверхности и оказывать помощь, например, в предупреждении о возможных землетрясениях. Стало также возможным быстро оценивать состояний лесных угодий и границы пожаров, особенно «коронообразных», характерных для западных областей Северной Америки, а так же районов Приморья и южных районов Восточной Сибири в России. С помощью спутников находят нефтяные загрязнения, загрязнения воздуха и полезные ископаемые. Наряду с большими техническими достижениями и развитием науки, вызванными развитием космонавтики, были получены новые знания о планете Земля и соседних мирах, что даёт возможностьрешить одну из актуальнейших проблем современной жизни — проблему энергетики.
Что же ещё даёт космос именно для нас? В 1. телевизионных (ТВ) программах уже давным-давно не упоминается о том, что передача ведется через спутник. Это является лишним свидетельством огромного успеха в индустриализации космоса, ставшей неотъемлемой частью нашей жизни. Спутники связи буквально опутывают мир невидимыми нитями. Крупнейшая в мире государственная система спутниковой связи создана в России. Ее начало было положено в апреле 1965г. запуском спутников серии «Молния». И, конечно, это интернет.
Задание 3. «Космос и литература»
1) Объяснить значение фразеологических оборотов. Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Родиться под счастливой звездой. (Быть удачливым, везучим во всем).
2. Между небом и землей. (Быть в неопределенном положении).
3. Небо коптить. (Жить бесцельно, без пользы для других, не делать ничего полезного).
4. Как с Луны свалился. (Не понимает того, что очевидно всем).
5. Как небо и земля. (Ничего похожего).
6. Восходящая звезда. (Человек, начинающий приобретать известность,
Подведение итогов.
Ведущий: - Вот и подошло к концу наше мероприятие, посвященное Дню космонавтики. Мы встретились первым космонавтом Ю. А. Гагариным. После полета первый космонавт сказал такие слова: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее”.
(Слайд) Как вы понимаете эти слова? Какие сделали выводы?
Звучит песня «Земля в иллюминаторе» «Земля в иллюминаторе» или «Трава у дома». Подпеваем все!
Спасибо всем участникам!