Татьяна Жмурина
«Правовая азбука». Конспект игрового занятия для детей младшего школьного (дошкольного) возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Правовая азбука.
Игровое занятие для детей младшего школьного (дошкольного) возраста.
Цели:
- познакомить дошкольников с основными правами и обязанностями;
- рассказать об основных документах, защищающих права человека («Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»);
Публикация «„Правовая азбука“, Конспект игрового занятия для детей младшего школьного (дошкольного) возраста» размещена в разделах
- познакомить с книгой Андрея Усачева «Приключения маленького человечка».
Оборудование:
- книги («Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция от правах ребенка», А. Усачев «Приключения маленького человечка»);
- костюм Маленького зелененького человечка (шляпа, передник);
- мяч;
- конверт с 7 карточками, на которых написана буква «Я»;
Ход мероприятия:
Библиотекарь.
Здравствуйте, ребята. Я работаю в библиотеке. У нас в библиотеке очень много разных книг. Я хочу рассказать вам об одной очень интересной книге. Она называется «Приключения маленького человечка», а написал ее Андрей Усачев. Эта книга рассказывает о том, какими правами пользуются люди на земном шаре. Причем обо всех правах человека вы узнаете из сказок- историй. Истории рассказывают о Маленьком Зеленом человечке.
Ой, ребята, посмотрите на меня, я же так похожа на маленького зелененького человечка, и даже шляпа у меня есть. А шляпа у меня волшебная! Вот я ее сейчас надену и стану настоящим маленьким человечком! Смотрите!
(библиотекарь одевает шляпу и ничего не происходит)
Ничего не получилось….А я знаю почему! Мы ведь с вами еще не в волшебной стране Законии. Значит так, я буду маленьким зеленым человечком, а вы моими друзьями, мы с вами совершим путешествие с страну Законию, а потом, в конце нашего путешествия, снова совершим волшебство.
Итак, я – маленький зеленый человечек. Живу я в большом городе. И домик у меня есть маленький, и садик вокруг домика маленький. И мне очень нравится, что вокруг все большое, деревья большие, люди и даже собаки! Но одно меня огорчает: большие люди меня не замечают, они могут толкнуть меня на улице и даже не извиниться! Или пройти через мой ухоженный сад, топча своими ногами мои красивые цветы! Я даже собаку купил, чтобы она на этих больших людей лаяла!
Но однажды перед сном я решил почитатьИ среди всех моих книжек я нашел одну очень интересную книгу (загадочным тоном, которая называется «Всеобщая декларация прав человека». В ней говорится о том, что люди могут делать, а что не могут, что они обязаны делать, а что не обязаны, на что имеют права, а на что не имеют. И также там было сказано, что все люди должны относиться друг к другу с уважением. И я решил рассказать об этой книге большим людям. Ну а о том, что было дальше, вы узнаете, если прочитаете эту добрую книгу.
Но Всеобщая декларация прав человека рассказывает о правах взрослых. А ведь у маленьких тоже ведь есть права. Тогда я еще поискал у себя дома книгу и нашел. Заботясь о детях, взрослые написали книгу «Конвенция о правах ребенка» (показывает книгу)
Итак, самое первое право, которое получает ребенок при рождении – это право на жизнь. Затем ребенок получает имя, таким образом осуществляется его право на имя.
Игра в мяч «Знакомство» : А сейчас давайте познакомимся. Я буду бросать каждому из вас мяч, называя при этом мое имя, бросая мяч обратно, вы называете свое имя. И не будем забывать о хороших манерах! Следовательно, говорим фразы: «Очень приятно!» или «Приятно познакомиться!».
1. Право на семью.
МЗЧ: А что же у нас в этом конверте?
В конверте дети находят семь карточек, на каждой написана буква «Я». Библиотекарь раздает карточки детям, дети прикрепляют их на магнитную доску.
Ответы детей.
МЗЧ: Да, это буква «Я». А сколько здесь таких букв? Давайте посчитаем все вместе! (Подсчитываем хором) Правильно семь «Я»! И что же у нас получается?
Ответы детей.
МЗЧ: Правильно – семья! Каждый ребенок имеет право на семью. Каждый ребенок имеет право жить с мамой, папой. У каждого ребенка есть право иметь братика, сестренку, бабушку, дедушку.
Ребята, а вы знаете, что о семье написано много разных стихотворений. И сегодня мы с вами расскажем одно из них. Смотрите на меня и повторяйте за мной!
Раз, два, три, четыре! (Хлопки на счет)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки на счет)
Всех могу пересчитать!
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Попугай, хомяк и я – (Поочередное загибание пальчиков)
Вот и вся моя семья!
Повторяем несколько раз.
2. Обязанности.
МЗЧ: У всех детей есть право на семью, но у каждого члена семьи есть еще и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас? Например, папа выносит мусор, мама готовит обед…
Ответы детей : заправляю постель, помогаю маме в уборке дома, убираю игрушки после игры…
МЗЧ: Молодцы! И еще все дети обязаны слушаться своих родителей!
Хотите еще поиграть?
Давайте поиграем в такую игру: Каждый из вас загадает, что он умеет делать. Но не расскажет об этом, а покажет. Говорить при этом нельзя! А я буду угадывать. Подходите ко мне со словами: «Маленький зелененький человечек, прими меня на работу!» Я вас спрошу: «А что ты умеешь делать?» А вы мне в ответ: «Что умею, не скажу, а что делаю, покажу!»
Дети по очереди подходят к Маленькому зелененькому человечку и при помощи жестов и мимики показывают различные действия (подметать пол, мыть посуду, застилать кровать, вытирать пыль, поливать цветы и т. д.).
Чтобы стать умными, мудрыми и успешными, все дети должны учиться. А вы хорошо учитесь? Ну-ка скажите, сколько будет 2+3?
Может быть 8?Нет? Ну вы молодцы, знаете. Так вот право на учебу тоже закреплено в Конвенции. Причем ваша обязанность не только хорошо учиться самому, но и не мешать учиться другим детям. А что значит не мешать учиться другим?
(ответы детей : не разговаривать на уроке, не шуметь и т. д.)
Также каждый человек имеет право на отдых. И все мы отдыхаем по-разному. В свободное время каждый из нас занимается своим любимым делом. Я, например, люблю читать. А вы, ребята, чем занимаетесь в свободное время?
(ответы детей)
А сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы мне скажете, о какой сказке идет речь и как зовут героя.
Кукольный владыка,
Вот кто я поди-ка!
Грозный Карабас,
Славный Барабас!
Куклы предо мною
Стелются травою…
У меня есть плетка,
Плетка в семь хвостов.
Пригрожу лишь плеткой -
Мой народец кроткий
Песни распевает,
Денежки сбирает
В мой большой карман…
(ответы детей)
Да, ребята, вы поняли, что если человек обижает окружающих, то его бояться, но никто его не любит! Если вы будете драться, то у вас не будет друзей и вас никто не будет любить.
В Конвенции о правах ребенка сказано : ребенок может свободно выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет и не ругается плохими словами.
А вы знаете сказку про то, что нельзя ругаться плохими словами? Тогда слушайте: «в одной стране жил злой волшебник - грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. Все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами.» Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать. Кто может стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо назвать его ласковыми, добрыми именами
(проводится игра на расколдовывание таким образом детей)
А еще ребенок имеет право на медицинский уход.
Ну а если вдруг у Оли, или Коли, или Пети
Заболит живот иль ухо,
Или насморк одолеет,
Или голова болит,
Приходите, приходите,
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
А кто знает, что мы должны делать сами, чтоб не заболеть?
ответы детей : умываться, мыть руки, чистить зубы ….)
Закрепление. Разрешается – запрещается!
МЗЧ: Не устали? Тогда сыграем еще в одну игру. Я вам буду рассказывать стишок. Если вы согласны со стишком – кричите громко: «Разрешается!» и хлопайте в ладошки. Если не согласны – разводите руками и кричите: «Запрещается!»
И читать, и писать,
У доски отвечать,
Знанья впрок получать,
Это – разрешается!
А под парту залезать,
Бегать, прыгать и кричать
И учителю мешать
Это запрещается!
На уроке тишина
Очень, дети, нам нужна!
От учебы отдыхать
Бегать, прыгать и играть,
Если вы не на уроке-
Это разрешается.
Я, ребята, не молчу,
Если только захочу,
То в словесном я бою
Свое мненье отстою!
Свое мнение иметь
Это разрешается.
Обижать и оскорблять
Это запрещается.
Васи, Даши,Вики, Паши,
Если вдруг у вас недуг,
Заболеете, не ждите,
А скорей к врачу бегите!
Это – разрешается!
Право вы имеете,
Но все же не болейте!
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это разрешается.
Петь, рисовать и танцевать,
Свои таланты развивать,
Это разрешается.
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается.
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это разрешается.
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.
Ну вот, ребята, мы с вами познакомились с вашими первыми правами и обязанностями, вы узнали, что в стране Законии все должны уважать друг друга, права других людей, и выполнять обязанности.
А сейчас давайте попробуем снова сотворить волшебство!
Итак, где моя шляпа (Манипуляции со шляпой, а под щляпой – подарки детям)
Ура, получилось. (раздать подарки – закладки со цветочком, на каждом лепестке которого написаны права детей)
МЗЧ: Ребята! Какие же вы молодцы! Мы с вами сегодня отлично поиграли, поговорили о правах, обязанностях! Спасибо вам огромное, мне было очень приятно с вами общаться