Ольга Кобзарь
Консультация «Правильное дыхание — правильная речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Имея правильную речь, ребенок легко высказывает свои мысли, строит взаимоотношения с детьми и взрослыми, лучше познает действительность.
Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
Большинство детей с ОВЗ имеют поверхностное речевое дыхание, невыразительную речь, короткий речевой выдох. Немалую роль в повышении эффективности логопедического воздействия по формированию правильного дыхания оказывают компьютерные средства обучения, а именно использование программы «Комфорт ЛОГО».
Программа состоит из разных режимов, направленных на мышечную регуляцию, температурный режим, а своей работе я использую режим Кардио, он позволяет научить ребенка правильному дыханию.
В первую очередь я в ходе наблюдения за детьми в режимных моментах, на занятиях, в подвижных играх выявила детей с нарушениями дыхания. Затем сформировала группу из 10 человек старшего дошкольного возраста, составила на каждого ребенка индивидуальную программу, перспективное планирование по обучению детей навыкам диафрагмального дыхания.
Три периода работы:
1. Период постановки дыхания.
2. Период основного обучения диафрагмальному дыханию
3. Период закрепления навыка.
На первом этапе работы стала обучать детей технике диафрагмального дыхания без компьютера, так как, не научившись правильно дышать, работа на компьютере не даст положительных результатов. Обучение проходило как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Учила детей вдыхать через нос, без напряжения, при этом живот увеличивается (надувается) в объеме. Для того, чтобы контролировать вдох ребенка кладу на животик руку, ребенку при этом приеме легче ощущать вдох. На обучение вдоху предполагается от 3 до 7 занятий.
На кровати
После того, как я научила детей правильно вдыхать через нос и следить за тем, чтобы животик у нас надувался, учу плавному выдоху. Это второй этап работы. Для этого ввожу артикуляционную гимнастику для губ.
Затем учим выдоху: производим выдох через рот, медленно, спокойно, при этом живот постепенно втягивается.
В игровой форме провожу такие упражнения: «Сдуй с руки снежинку, листик (ватку)», «Подуй на вертушку, облачко, ленточку, бабочку, жучков», «Погрей ладошки». Так же в игровой форме предлагаю детям выполнить задания, связанные с развитием длительности выдоха. Эти игры проходят в форме соревнований. Например, «У кого дальше полетит снежинка?», «Кто дольше сможет подуть на листочки дерева?». Предлагаю детям передвигать при помощи выдуваемой воздушной струи по поверхности стола легкие предметы: цветные карандаши, шарики из пластмассы, султанчики, приводить в движение лопасти вертушки, надувать воздушные шарики и выдувать из кольца мыльные пузыри.
Свистульки
Итогом этого этапа работы будет правильный выдох, и уже сформированный вдох. Это я проверяю при помощи листика бумаги, позволяющего контролировать силу выдоха.
Листочек
На данный этап работы отводится от 8 до 10 занятий, с учетом особенностей ребенка. Ребенок должен научиться правильно, вдыхать и выдыхать.
Затем, освоив навык дыхания у ребенка без компьютерной программы, переходим к работе на компьютере. Сначала обучаем ребенка навыку дыхания в самом простом режиме.
Компьютер
Учитывая СанПин 2.4.1. 3049-13 придерживаюсь требований при построении индивидуальной работы с детьми на компьютере. Занятия для детей 5 - 7 лет провожу 2 раза в неделю в дни наиболее высокой работоспособности. Непрерывная продолжительность работы на компьютере в ходе игровых занятий для детей составляет не более 5 минут. После занятия с детьми обязательно провожу гимнастику для глаз для профилактики переутомления, снятия усталости.
После проведения нескольких занятий на компьютере у детей немного улучшились физиологические показатели частоты сердечных и дыхательных сокращений. Дыхание стало более равномерным, без дополнительных "вдохов" на этапе выдоха воздуха. Качество речевого дыхания улучшилось. Выдох стал плавным, длительным, а вдох глубоким. Улучшилось общее состояние детей: они стали более спокойными, уменьшился уровень тревожности и напряжения.
Таким образом, использование программы «Комфорт ЛОГО» положительные результаты. Но при этом возможны следующие сложности при освоении диафрагмального дыхания :
- через несколько минут дыхания появляется головокружение (ребенок кашляет);
- дети долго не могут запомнить технологию дыханию и скоординировать свои движения;
- дети жалуются, что им не «хватает воздуха»,
- ребенок не выдерживает установленного в программе 10 минутного периода обучения.
Т. о., обучение по данной программе способствует овладению навыками правильного диафрагмального дыхания, противодействию стрессам, поддержанию высокой работоспособности и защитных сил организма.