Анастасия Куликова
Консультация «Правила этикета для дошкольников и зачем они нужны»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственной культуры дошкольников – важная задача образования, так как этот процесс пронизывает все этапы становления личности ребёнка. Дошкольник учится осуществлять моральный выбор посредством освоения норм и правил культурного поведения. Известно, что нравственные нормы регулируют взаимоотношение, влияют на развитие таких качеств как сдержанность, сочувствие, сопереживание, адекватная самооценка, дисциплинированность.
Публикация «Консультация „Правила этикета для дошкольников и зачем они нужны“» размещена в разделах
Дети испытывают трудности в общении и взаимодействии со сверстниками, связанные с неумением или не желанием учитывать интересы и позицию партнёров, найти взаимопонимание. Поведение детей не устойчиво, ситуативное, часто определяется непосредственными побуждениями. Они слабо ориентируются в эмоциональном состоянии окружающих. Очень часто наблюдаются проявление негативного, равнодушного поведения к другим (сверстникам, близким взрослым). Слабо сформирована культура поведения за столом.
Чтобы всегда и везде выглядеть достойно, и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Дошкольный возраст является сенситивным, то есть наиболее благоприятный для приобщения детей к этикету.
Так зачем малышу нужен этикет? Дело в том, что правильно воспитанный ребенок будет знать, как нужно вести себя в обществе. Под обществом мы подразумеваем – детский садик, игровую детскую площадку, поликлинику, культурно – досуговые центры, все, что посещает в первые годы своей жизни малыш. Безусловно, основы этикета он получает в семье. Как только ребенок начинает хоть что-то понимать, ему обязательно надо объяснить «что такое хорошо и что такое плохо». Не лишим будет начать делать первые шаги по прививанию хороших манер малышу с совместного прочтения детской литературы. В наше время проблема этического воспитания стоит как никогда остро. Чрезмерное увлечение «правами ребенка» уродует формирующуюся личность, усложняет ее вхождение в социум. Признание важности детских желаний, разумеется, необходимо.
Когда у ребенка перед глазами пример родителей, родственников и друзей, обладающих хорошими манерами и умеющих себя вести, это прекрасно. Малыш будет понимать, что так и надо, он будет брать пример с людей, его окружающих. Параллельно с этим обучение этикету должно происходить и целенаправленно. Учить ребенка правилам поведения необходимо начинать уже в годик, ведь именно в это время он впервые «отделяется» от мамы и начинает вести активную жизнь – самостоятельно ходить и пытаться общаться с другими детьми. В этом возрасте родители могут управлять поведением ребенка с помощью интонации, выражения лица и жестов, слов «можно» или «нельзя», похвалы и порицания (которые, опять же, выражаются интонацией голоса). Примерно в два года у малыша уже должны присутствовать определенные навыки общения с людьми и задатки хороших манер, ведь в этом возрасте, скорее всего, он пойдет в детский сад. Начнется его социализация. В 4-6 лет, в дошкольном возрасте, ребенок уже должен осознанно, целенаправленно и систематически обучаться правилам хорошего тона и общения. В роли учителей выступают его родители и педагоги дошкольного учреждения.