Юлия Киселева
Правила эффективного общения воспитателя с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Киселева Юлия Александровна
Воспитатель МКДОУ №88, г. Новосибирск
Кошакова Людмила Викторовна
Воспитатель МКДОУ №88, г. Новосибирск
Правила эффективного общения воспитателя с родителями
Родители и вoспитатели едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я». Первой ступенькой на пути ребёнка в жизнь является семья - образец для подражания.
Публикация «Правила эффективного общения воспитателя с родителями» размещена в разделах
Родители не в достаточной мере оснащены знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, осуществляют воспитание вслепую. Поэтому семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее ФГОС ДО).
ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Главная цель взаимодействия ДОУ с семьей - это создание необходимых условий для развития взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение психолого- педагогической компетентности родителей в области воспитания.
Одинаковые формы взаимодействия ДОУ с родителями не всегда эффективны. Работа с родителями должна иметь индивидуальный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
ДОУ проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются задачи:
Для эффективного решения этих задач намечена работа в трех направлениях :
Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
Повышение педагогической культуры родителей.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Также для решения этих задач используются инновационные формы и методы работы, которые подразумевают сотрудничество - общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать:
"Круглый стол" по любой теме;
тематические выставки;
анкетирование, опрос на любые темы;
консультации специалистов;
семейные спортивные встречи;
почта доверия, телефон доверия;
открытые занятия для просмотра родителей;
конкурс семейных талантов;
день открытых дверей;
сайт ДОУ
Существует ряд правил сотрудничества или его еще называют эффективное общение.
Для эффективного общения очень важно первое впечатление, которое самое прочное и верное. Создается оно в течение первых нескольких секунд. Невербальные способы создания благоприятного впечатления – это приветливое выражение лица, улыбка, спокойные открытые жесты.
Улыбка хороша как приветствие - это эмоциональная реакция на соответствующие моменты общения. Иногда не сходящая с лица улыбка собеседника может вызвать ощущение несерьёзного отношения к разговору или неискренности.
Во взгляде есть свои правила. Когда собеседник сверлит вас взглядом или не смотрит в глаза, то возникает чувство дискомфорта. Примерно 70% времени смотрим в глаза, периодически переводим взгляд на верхнюю часть лица, или опускаем взгляд вниз.
Не скрещивать перед собой руки, использовать открытые жеcты - это тоже одно из правил общения.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Важно соблюдать комфортную дистанцию, удобное расположение - от 50 см до 1,5 м. Не стоит переступать «границы» личного пространства собеседника! Убрать барьеры, которые увеличивают дистанцию.
Важно использовать имя и отчество при приветствии и в ходе разговора с родителями.
Не общаться на серьёзные темы на бегу. Необходимо учесть тип семьи, уровень тревожности. Необходимо продумать, какая цель разговора, начало беседы, основные вопросы, место, продолжительность, иначе это будет не беседа, а бесплодный разговор.
Следить за грамотностью своей устной и письменной речи, говорить понятно для родителей. Не использовать слова – паразиты.
Если в беседе планируем сообщить о каких-то проблемах ребёнка, то соблюдаем правило :
начинаем с хорошего, реальных достижений ребёнка;
говорим о проблеме (иногда не называя это проблемой, предлагаем возможные пути решения;
заканчиваем хорошим, уверенностью, что при совместных усилиях ситуацию удастся исправить.
Сообщаем только факты, а не свои догадки и предположения.
Ни в коем случае не говорить фразу «Я не знаю, что делать». Это как бы подпись под нашей профессиональной капитуляцией. Мы профессионалы, мы всегда должны знать, что нужно делать.
Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!». Использовать «я – сообщение». Как можно реже употреблять местоимение «вы» («Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!»). Чаще говорить «мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!» Использовать обобщающие вопросы на понимание, поддерживающие выражения: «Правильно ли я вас поняла?», «Вы считаете что?».
Не перебивать, выслушивать, то, что родитель говорит вслух, это действительно для него важно.
Исключить из общения с родителями две вещи : назидательство, которое отталкивает родителей и вызывает сопротивление, и подчинительство, что мешает педагогу выполнять свою функцию.
Держать дистанцию, не переходить грань в общении, рассказывая о своей личной жизни.