Вера Юрова
Игра по ДДД «Законы улиц и дорог»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель Яруллина В. В.
Дидактическая игра «ЗАКОНЫ УЛИЦ И ДОРОГ» предназначена для обучения детей Правилам дорожного движения призвана подготовить дисциплинированного участника дорожного движения, способного обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих его людей в условиях дорожно-транспортной среды.
Темочки:
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2015
Мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
ЦЕЛЬ: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте
ЗАДАЧИ: 1. Обучить детей необходимому минимуму Правил дорожного движения и дорожных знаков. 2. Научить ребёнка грамотно использовать полученные знания.
Уважаемые взрослые: родители, бабушки, дедушки, воспитатели!
Внимательно прочитав правила, вы получите ряд методических рекомендаций, которые помогут составить план образования и развития вашего ребенка, приобретения им знаний о правилах дорожного движения (ПДД).
Игра включает в себя упрощенный макет города и набор заготовок (дорожные знаки, транспортные средства, горожане) для разыгрывания различный ситуаций на улицах и дорогах.
Уровень сложности игры может варьироваться по воле взрослого - организатора игры.
Родители и воспитатели должны готовить ребенка к «профессии» пешехода, начиная с 3-4-летнего возраста. В этом возрасте ребенку должны прививаться правила поведения на улице, умение ориентироваться в пространстве, элементарные представления о направлении движения (вперед - назад; позднее: вправо - влево и т. д.). Программа «Развитие» советует обучать детей прочтению планов и моделированию разных пространственных ситуаций с 4-летнего возраста. Способность к познанию действительности с помощью таких средств, как схема или модель, должна развиваться с раннего возраста. Данная игра дает такую возможность.
В возрасте 4-5 лет ребенок усваивает самые важные ПДД, учится дорожной терминологии : проезжая часть, тротуар, светофор, остановка, перекресток, пешеходный переход.
В старшей группе детского сада (в 5-6 лет) ребенок учится «читать» дорожные знаки, узнает их назначение. «Программой воспитания и обучения в детском саду» заложено, что к 7 годам ребенок должен знать значения 30 дорожных знаков (все они представлены в игре) и научиться ориентироваться на улицах города самостоятельно.
Если играет 4-5 - летний ребенок, то вмешательство в игру взрослого обязательно: он берет на себя роль комментатора и арбитра в спорных ситуациях. Именно взрослый создает игровую проблемную ситуацию, которую ребенок должен разрешить. Не диктуйте малышу готовых ответов, пусть лучше он учится на собственных ошибках. Итак, начнем.
Нулевая игровая ситуация - «Здравствуй, город!»
Этот этап игры напрямую не связан с ПДД, но он необходим для разрешения последующих игровых ситуаций. Вместе с ребенком внимательно рассмотрите план города: все ли есть в этом, пока безымянном городе, для жизни горожан? Может быть, вы захотите что-то дорисовать или сделать аппликацию? Дайте названия городу, реке, улицам и т. д. Можете поселить в этом городе самые маленькие игрушки.
С помощью следующих игровых ситуаций мы будем отрабатывать умение ориентироваться в пространстве и руководствоваться правилами, и самому быть инструктором.
Первая игровая ситуация - «Путешествие по городским вывескам»
В этой игре нам поможет профессор Лютиков, который из-за своей рассеянности постоянно теряется в родном городе. Уважаемые взрослые, на время игры вы должны стать беспомощным стариком, который обратился за помощью к вашему малышу. Заблудившийся профессор может оказаться в любой точке города, а попасть ему надо, например, в оптику, чтобы купить новые очки. Спросите от имени старичка своего малыша, как пройти к оптике, а когда он начнет объяснение, передвигайте фигурку профессора по маршруту, который называет ваш ребенок. Если малышу еще неизвестны понятия «вправо-влево», научите его пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (между, около, рядом, вокруг, возле, за, в, на, у, вдоль и т. д.).
Сначала выбирайте для путешествия объекты, не очень удаленные от местонахождения профессора; постепенно увеличивайте расстояния, усложняйте задания. Профессор Лютиков может по вашему желанию пойти за свежими газетами в киоск, на почту отправить телеграмму, в булочную за хлебом, полюбоваться рекой, в часовую мастерскую и т. д.
Поменяйтесь ролями. Теперь ребенок становится Лютиковым и следует вашим инструкциям.
Еще одна «путешественница» - Мария Ивановна. Она домохозяйка, и ей каждый день приходится делать много покупок. Подготовьте список того, что должна купить наша хозяйка (колбасу, фрукты, торт и т. д.) или того, что она должна сделать (отправить посылку, купить журнал по вязанию, встретить внука из школы и т. д.). Выберите дом, в котором будет жить Мария Ивановна, и попросите ребенка определить ее маршрут. Не делайте список сразу слишком длинным - ребенок не запомнит много объектов.
Совет: чаще проводите параллели между игровым пространством придуманного города и городом, в котором живете вы. Вспомните вместе с ребенком, где в вашем городе аптека, парикмахерская и т. д.
Вторая игровая ситуация - «Как проехать. как пр
ойти?»
Эта игровая ситуация, по сути, повторяет предыдущую, но несколько видоизменяется. В городе появляется Человек с чемоданами. Приезжий по вашей воле может быть судьей, приехавшим на футбольный матч, инженером, приехавшим в командировку, актером, принятым в труппу местного театра, иллюзионистом и т. д. Помогите ему добраться до нужного места от речного или железнодорожного вокзала. Также вы можете посоветовать ему, где в городе можно остановиться, отдохнуть, пообедать и т. д. После ознакомления с основными дорожными знаками, вы можете смело вводить их в данную игровую ситуацию. Тогда ваш ребенок сможет подсказать приезжему, как можно проехать до нужного ему места (на автобусе или такси). Места автобусных остановок отмечены красными кружками.
Третья игровая ситуация - «На том лее месте, в тот лее час.»
Задача ребенка - помочь Ивану Любимову, незадачливому влюбленному, который не может разгадать послание девушки и не знает, где назначено свидание. Разгадать текст записки (составленной заранее) можно, только внимательно ознакомившись с планом города. Отгадав место встречи, подскажите Ивану, как туда добраться. Наши варианты:
1)Иван, я буду ждать тебя в 18 часов у воды в каменной чаше (у фонтана).
Ваня, приходи в 10 часов на песок под первый грибок у воды (пляж)
Четвертая игровая сытуаиия - «Маршруты нашего города»
Побеседуйте с вашим ребенком о том, какие бывают маршруты (пешеходные и транспортные). Вспомните вместе, какими маршрутами вы пользуетесь: какой дорогой вы ходите или ездите в детский сад? магазин? в гости к родственникам? Всегда ли ваш путь безопасен? Можете ли вы сократить число опасностей? Как? Не уставайте задавать ребенку подобные вопросы.
Введите в игру нового персонажа - девочку-школьницу. Ваш ребенок должен помочь ей добраться до школы самым безопасным маршрутом. Меняйте начальную точку ее пути (поочередно селите ее в разные дома). Введите в игру дорожные знаки, светофоры, регулировщика.
Другой участник игры - почтальон Михалыч. Отправная точка его маршрута - почта, а письма и газеты он разносит по всему городу. Придумайте маршрут Михалыча вместе с ребенком.
Введите в игру машины: скорую помощь, пожарную машину, милицию, такси, автобус, грузовик «Продукты». Задание для них придумайте сами. Например, задача грузовика - развезти продукты по магазинам. Он может везти хлеб и пирожные с хлебозавода в магазины «Хлеб» и «Продукты», в школу и детский сад, в больницу и ресторан, в отдаленную деревню. Также он может везти молоко с молокозавода, огурцы из тепличного хозяйства. Таким образом спланируйте путь грузовика, чтобы он не проезжал по одному и тому же месту несколько раз. Используйте в этой игровой ситуации дорожные знаки. Мало научить ребенка быть грамотным пешеходом, он должен научиться ставить себя на место водителя, видеть дорогу его глазами. «Программа воспитания и обучения в детском саду» предполагает, что к семилетнему возрасту ребенок должен уметь различать запрещающие, предписывающие, указательные и предупреждающие знаки, понимать их значения.
Пятая игровая ситуация - «Что за знак?»
Научите ребенка группировать дорожные знаки (форма и цвет знака подскажут его значение в дорожной азбуке). Для каждой группы знаков выбрано определенное положение рук, подсказывающее ее назначение. Задание может быть следующим: выбрать из всех представленных знаков знак с определенным значением (например, «Дети», «Пешеходный переход» и т. д.)
Прежде чем создавать на поле Шестую игровую ситуаиию - «Осторожно, ураган!», убедитесь, что ребенок усвоил значение дорожных знаков. На данном этапе целесообразно провести дорожную викторину, которая поможет выявить пробелы в знаниях ребенка. Включите в нее следующие (и подобные им) вопросы:
2)Как вы думаете, где в нашем городе можно без боязни кататься на роликах?
3)Подскажите самые опасные места в городе.
4)Что изменится в городе с приходом зимы? Как это скажется на обстановке на дорогах?
5)Что такое дорожная разметка и для чего она нужна?
6)Что такое «островок безопасности»?
7)Иностранец, попав в город, сможет понять язык дорожных знаков?
Теперь вы можете смоделировать следующую ситуацию: ночью сильный
ураган сорвал все знаки в городе, и утром на дорогах начались беспорядки. Поручите ребенку заново распределить знаки на дорогах города. Справиться с этим заданием ему помогут личные наблюдения.
А сейчас, расставив знаки, вернитесь ко всем предыдущим игровым ситуациям, теперь они могут разыгрываться в усложненном варианте.
В добрый путь, ребята!