Лариса Тихомирова
Правила дорожные детям знать положено
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живём в такое время, когда примерно каждый седьмой житель, населяющий нашу планету, водит автомобиль. При таком изобилии транспортных средств знать ПДД нужно даже дошкольникам. Родитель не всегда на 100% включен в ситуацию, а для столкновения с движущимся автомобилем достаточно доли секунды. Рассказывать, как безопасно перейти дорогу, нужно начиная с 3-4 лет. К школе ребенок должен знать правила поведения пешехода назубок.
Публикация «Правила дорожные детям знать положено» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Если воспитатели – не доучили, родители – не досмотрели, ГИБДД – не доорганизовало, водитель – не среагировал, а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии.
В детском возрасте отсутствует навык безопасного поведения на улицах и дорогах, умение наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость, направление движения, возможность внезапного появления автомобиля из-за стоящего транспорта, из-за кустов, киосков, заборов.
Дорога от дома в детский сад и обратно идеально подходит для того, что бы дать ребенку знания, формировать у него навыки безопасного поведения на улице. У ребенка целая гамма привычек формируется с самого раннего детства.
Дети стремятся копировать взрослых с пелёнок.
Поведение мамы и папы на дороге – главный пример, который «откладывается на подкорке». Если родители нарушают правила (в спешке, по невнимательности, ребенок бессознательно будет действовать так же вне зависимости от того, знает он ПДД или нет. Поэтому первый и главный урок, который могут преподать взрослые детям, – показать на деле, что они сознательные пешеходы.
Когда начинать изучать с ребенком ПДД?
Читать всевозможные стишки, слушать песенки, смотреть мультики о поведении на дороге можно уже с 1 года.
С 3-4 лет следует проводить разъяснительные беседы. Например, говорить с ребенком на тему того, что для полной остановки автомобилю понадобится время, что он не умеет мгновенно тормозить. Еще в период посещения детского сада малыш должен усвоить, что такое дорога, тротуар, пешеходный переход, светофор – и как ими пользоваться.
Как помочь дошкольнику усвоить ПДД?
С детьми 3-7 лет уроки проводятся в игровой форме и с наглядными примерами – так материал быстрее и полнее усваивается. Кроме того, важно учитывать восприятие мира, характерное для этого возраста, уровень возможностей психики. Примерно до 8 лет преобладает «туннельное» зрение – ребенок воспринимает объекты перед собой, но не сбоку. Поэтому детей важно учить перед выходом на дорогу внимательно смотреть по сторонам. До 6 лет ребенок не способен быстро установить источник шума, услышать приближающийся автомобиль. До 5-6 лет концентрация внимания избирательная. Малыш может одновременно оценить только один объект – на его взгляд, самый значимый (например, малыш замечает, как приближается грузовик, но не обращает внимания на легковую машину). Низкий рост ограничивает угол обзора, дети не могут увидеть все, что происходит на дороге. Водителям крупногабаритных авто по той же причине бывает сложно заметить ребенка.
Начиная с 1, 5-2 лет необходимо формировать у него комплект
«транспортных» привычек.
Сопровождая ребенка, родители должны соблюдать следующие требования:
Из дома выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти не
спеша.
Перед переходом проезжей части обязательно остановитесь.
Переходите дорогу размеренным шагом.
Приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных
переходах.
Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и
других предметов, закрывающих обзор.
Увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящей на противоположной
стороне не спешите, не бегите.
Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с
ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать
внимание на дороге.
Переходите улицу строго под прямым углом.
Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора,
предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода.
При переходе и на остановках общественного транспорта крепко
держите ребенка за руку.
Из транспорта выходите впереди ребенка, чтобы малыш не упал.
Привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге.
Покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин.
Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД.
Поступая в школу, ребёнок должен усвоить и
соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:
Играть только в стороне от дороги.
Переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, на
перекрёстках по линии тротуара.
Переходи улицу только шагом, не беги.
Следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу.
Посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо.
Не пересекай путь приближающемуся транспорту
Трамваи всегда обходи спереди.
Входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он
стоит.
Не высовывайся из окна движущегося транспорта.
Выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к
тротуару или обочине дороги.
Не выезжай на велосипеде на проезжую часть.
Если ты потерялся на улице - не плач. Попроси взрослого прохожего или полицейского помочь.
Знакомить ребёнка с правилами дорожного движения надо систематически, ненавязчиво. Тогда все понятия он усвоит прочно.
Для этого используют соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Обращайте внимание на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть в беду.
СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПЕСНИ ПО ТЕМЕ
Существует немало детских печатных изданий, по которым можно учить детей дошкольного возраста ПДД. Например, пользуется популярностью книга С. Волкова «Про правила дорожного движения», А. Усачева с аналогичным названием. Интересны на тему дорожных правил стихи И. Гуриной «Непослушный пешеход», «Зебра», «Тротуар и проезжая часть».
Пример стихотворения для дошкольников:
Всем ребятам умным ясно: где дорога – там опасно!
Отыщи-ка, пешеход черно-белый переход!
Не горит зеленый свет? Светофора вовсе нет?
Что такое? Как же так? Посмотри - зелёный знак.
Человечек в нем идет? Значит, это – переход.
У дороги смирно встань, Не беги, не хулигань,
Маму за руку бери, вправо-влево посмотри!
Приглашает переход: — Проходи по мне вперед!
(И. Гурина)
В стихах есть рифма и поэтому они легче запоминаются ребенком.
Для закрепления материала очень хорошо слушать песни А. Усачева, А. Пинегина «Дорога не тропинка» и «Этот мир состоит из пешеходов» из сборника детских песен. Полезно и очень увлекательно загадывать малышу загадки.
Загадки для детей по ПДД
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведет
Пешеходный… (переход).
* * *
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Нужно ехать, знайте, дети,
Только на… (велосипеде).
* * *
Вот идут четыре братца
По наезженной дороге,
Но они совсем не ноги,
Никогда не расстаются,
Два следа за ними вьются (колеса)
* * *
Что за чудо синий дом?
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины
И питается бензином (автобус)
* * *
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь. (светофор)
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, Считается, что дидактические игры являются наиболее эффективным методом для изучения и соблюдения правил дорожного движения. Знания закрепляются в играх, развлечениях, конкурсах, соревнованиях.
При игровом методе обучения ребенок впитает информацию очень скоро. Дальше – дело повторения. Помимо вышеуказанных способов, для закрепления материала можно делать с малышом поделки: лепить из пластилина светофор, зебру, знаки, делать макеты из картона, аппликации. Это не менее интересно, чем катать машинки и расчесывать кукол. Тем более что на кону стоит безопасность ребенка.
Обучающие игры по ПДД.
«Найди лишнее слово».
Цель: закреплять знания о видах транспорта, учить детей различать виды транспорта, их назначение.
Ход игры
Взрослый перечисляет виды транспорта. Дети называют «лишний» по определенному признаку, объясняя свой выбор.
1. Автобус, троллейбус, грузовик.
2. Трамвай, троллейбус, вертолёт.
3. Автомобиль, корабль, автобус.
4. Автобус, трамвай, троллейбус.
5. Самолёт, вертолёт, автомобиль.
6. Трамвай, поезд, грузовик.
7. Пароход, автобус, корабль.
«А у нас на улице»
Действие происходит в песочнице. Дети выносят машинки, небольших солдатиков, кукол, взрослые делают дорожные знаки и светофор из бумаги, фломастеров и зубочисток. Дальше из слегка влажного песка воссоздается близлежащая дорога и постройки вокруг. Дети делятся на пешеходов и водителей. Первым выдается задание: сходить в магазин, в больницу, сесть на автобус и т. д. Водители ездят по дороге, создавая опасность.
«Магазин игрушек»
Занятие проводится на детской площадке. На асфальте мелом рисуется пешеходный переход, дорога, на противоположной стороне магазин, куда сносятся все игрушки. Малышей делят на группы: водители, пешеходы, 1 продавец. Старший ребенок или взрослый играет роль инспектора и задает экзаменационные вопросы для водителей: когда можно ехать, когда нельзя, что такое дорога, обочина, тротуар, какие знаки ты знаешь. При правильных ответах малышам выдаются машинки. Второй взрослый стоит у перехода и попеременно показывает зеленую, красную, желтую карточки. Пешеходам объявляется задание перейти улицу, сделать покупку в магазине и вернуться обратно, машинистам – проехать по улице по всем ПДД.
«Светофор»
Перед игрой вырезаются кружки из желтого, зеленого, красного картона. Затем ведущий поочередно показывает их, а ребенок совершает соответствующее действие: при виде красного кружка шагает назад, на желтый сигнал приседает, на зеленый реагирует маршем на месте.
«Кто больше запомнит знаков»
Группе детей на спины прикрепляются бумажки с изображением дорожных знаков так, чтобы они не могли подсмотреть. Затем ведущий объявляет задание: нужно увидеть и запомнить как можно больше рисунков, но при этом скрыть свой. Через 30 секунд звучит сигнал стоп. Детям выдаются листочки и фломастеры, и они пытаются вспомнить и нарисовать знаки, которые увидели. После взрослый рассказывает, что они означают, и награждает победителя символическим призом.
Игра «Будь внимательным»
Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте;по сигналу: «Переход!» - шагаем;по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.