Елена Шмакова
Практикум-семинар «Полоролевое воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Полоролевое развитие детей.
Проблема полового воспитания подрастающего поколения- одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества. В настоящее время особенно актуальным становиться проведение гендерных исследований.
Пристальное внимание общества и государства к проблемам полового воспитания обусловлено тем, что в современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы МАСКУЛИННОСТИ (мужественности) и ФЕМИННОСТИ (женственности, что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и феминных –у девочек.
Публикация «Практикум-семинар „Полоролевое воспитание детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
На сегодняшний день уже проведен ряд исследований, посвященных проблемам гендерной психологии и педагогики, однако их результаты, к сожалению, не известны ни учителям, ни воспитателям, ни родителям. Педагогика по- прежнему остается «бесполой». Проведенное научно- экспериментальное исследование показало, что работники ДОУ и родители понимают необходимость полового воспитания и полоролевого развития мальчиков и девочек, но зачастую не знают сущности этих понятий, возрастных особенностей и задач полоролевого развития, не владеют дифференцированным подходом к воспитанию детей разного пола.
ПОЛОВОЕ\ ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ - система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких полоспецифических знаний, отношений, свойств личности и способов поведения, которые обеспечат ему эмоционально ценностное отношение к себе, позитивное взаимодействие между полами, принятое в обществе полоролевое поведение и адаптацию к различным социальным условиям.
В современных исследованиях термин «полоролевое воспитание» нередко употребляется как синоним полового воспитания. Однако применительно к детям дошкольного возраста многие авторы считают целесообразным говорить не о половом, а именно о полоролевом воспитании. Процесс полового воспитания рассматривался, как правило, в системе нравственного и физического развития ребенка, и только в последние десятилетия гендерное самоопределение признано специфической проблемой социализации человека.
Полоролевое воспитание детей способствует их полоролевому развитию. ПОЛОРОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ – непрерывный процесс количественных изменений и качественных преобразований феминных (женских) и маскулинных (мужских) свойств личности ребенка, способов полоролевого поведения, эмоционально- ценностного отношения к совей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола. Результат полоролевого воспитания и развития- формирование позитивной полоролевой идентичности.
ПОЗИТИВНАЯ ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - такая совокупность знаний и представлений ребенка о себе как о мальчике или девочке, способов поведения и эмоционально-ценностного отношения к себе как к представителю определенного пола, которая обеспечивает ребенку адекватное социально- нравственным ценностям и нормам,выполнение полоролевых функций и положительные взаимоотношения с людьми своего и противоположного пола.
Понятие позитивной полоролевой идентичности включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. КОГНИТИВНЫЙ отражает знания и представления ребенка о себе как о представителе определенного пола; ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ представляет собой оценку и отношение ребенка к себе как к мальчику или девочке; ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ описывает вероятную поведенческую реакцию, т. е. конкретные действия.
Для формирования у детей позитивной полоролевой идентичности необходимо решение задач, в числе которых:
-формирование устойчивых представлений о своей половой принадлежности;
-создание целостного позитивного «Образа Я»
-изучение маскулинных и феминных качеств человека;
-обогащение представлений ребенка о тех ролях, которые в обществе выполняют мальчики и девочки;
-изучение способов полоролевого поведения и взаимодействия;
-воспитание чувства гордости, связанного с принадлежностью к тому или иному полу, желания соответствовать эталону женственности и мужественности;
-формирование эмоционально - положительного отношения к себе и другим как к представителям определенного пола;
-развитие способности осознавать нравственный смысл гендерных качеств.
Ребенок дошкольного возраста в значительно большей мере эмоциональное, нежели рациональное существо. Он воспринимает мир и себя прежде всего на уровне чувствования, переживания. Занимаясь формированием позитивной полоролевой идентичности, особое внимание следует уделять развитию у ребенка эмоционально- ценностного отношения к себе как к мальчику или девочке, положительному принятию своей половой роли, созданию позитивно окрашенного «образа Я» мальчика девочки
ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК.
Воспитание по своей сущности есть управление развитием личности ребенка, но никакое управление невозможно без знания предмета – в данном случае структур и их взаимоотношений между собой. Под структурами понимаются этапы и закономерности полоролевого развития детей.
Принято выделять три этапа полового развития человека.
1этап- формирование полового самосознания (От рождения до 6лет)
2этап-усвоение половой роли (от 5-13 лет)
3этап-формирование психосексуальных ориентаций (от 13-18лет)
Первичная половая идентичность формируется у ребенка уже к полутора годам. С возрастом определение параметров этой идентичности меняется, что часто связано с умственным и социальным развитием ребенка. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать данную атрибуцию. «Образ Я» девочки-мальчика в основном складывается у детей уже к 2-3 годам. Но исследования показывают, что, выбирая из ряда изображений детей и взрослых картинки с людьми своего пола, некоторые дети младшего возраста допускают ошибки. Таким образом, можно предположить, что в младшем возрасте представления о своем половом образе сформированы недостаточно полно и четко.
Ребенок в 3-4 года уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ставит его в зависимость от чисто внешних признаков и допускает принципиальную обратимость, т. е. возможность изменения пола. В этом возрасте половая принадлежность ассоциируется у детей с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными.
Изучение особенностей половозрастной идентификации, т. е. способности построения себя в возрастной последовательности (младенец- дошкольник- школьник- юноша-мужчина-старик, свидетельствует о том, что большинство детей младшего возраста не обладают данным умением. Если попросить такого ребенка показать на картинке, какой он сейчас, ребенок выберет изображение младенца, поскольку «сейчас он еще маленький, зато потом вырастет». По- видимому, такая половозрастная идентификация связана с тем, что некоторые родители и воспитатели относятся к детям как к маленьким, а другие, напротив, внушают им, что они уже почти взрослые, стимулируя к большей самостоятельности.
Средний и старший дошкольный возраст характеризуется большей четкостью в определении полового образа. Дети безошибочно определяют свой пол, могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек.
Выстроить половозрастную последовательность дети 4-5 лет тоже способны не всегда. Однако они чаще идентифицируют себя с дошкольниками или школьниками, аргументируя выбор словами: «Я большой», «Я скоро пойду в школу».В старшем дошкольном возрасте дети выстраивают возрастную хронологию практически безошибочно.
Понимание неизменности пола происходит лишь на пятом году жизни. В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, что сопровождается заметным усилением половой дифференциации поведения и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения.
Многие исследователи отмечают, что в старшем дошкольном - младшем дошкольном возрасте начинается важный этап полоролевой социализации мальчика- период возникновения первых детских однополых компаний, когда ему необходимо создать свой «мужской» мир. В это время у ребенка формируется близкие ценностные отношения со сверстниками, которые он может использовать как источник мужских полоролевых моделей и сферу реализации маскулинных качеств. Следствием преодоления мальчиком трудностей усвоения мужской роли является негативное отношение к девочкам и формирование особого «мужского», подчеркнуто грубого и резкого стиля поведения, которое несколько смягчается лишь к началу подросткового возраста, когда мальчику удается завершить свою идентификацию и уйти от давления «женского» мира.
Девочка находится в более выгодном положении, поскольку с раннего детства наблюдает соответствующую своему полу ролевую модель. В дальнейшем ей не придется отказываться от первичной идентификации с матерью, а окружающие женщины только помогают ей сформировать адекватный образ себя как женщины.
Становление позитивной полоролевой идентичности у детей возможно в том случае, если педагог учитывает психологические особенности детей разного пола. Но прежде чем описывать отличия мальчиков и девочек, следует отметить ряд принципиальных моментов.
1гендерные различия заметны задолго до полового созревания и лишь усиливаются в процессе его.
2они не зависят от характера воспитания, а напротив, сами в значительной мере определяют его; характер же воспитания в каждом конкретном случае способствует более полному выявлению и развитию гендерных черт.
3наличие или отсутствие тех или иных качеств у представителей мужского или женского пола необязательно, это скорее признак типа вообще.
Общечеловеческие качества и свойства присуще большинству людей и перекрывают специфические половые особенности, поэтому можно говорить лишь о преобладании каких- либо из них у мужчин или женщин.
4наличие психологических особенностей в характере мышления, в реакции на различные события и явления должно рассматриваться не изолированно, а в системе. Это значит, что оба пола психологически равноценны и обладают преимуществами лишь в определенных ситуациях.
5знаие этих очень важно для воспитателей, и должно расцениваться как положительное профессиональное качество людей, занимающихся воспитанием.
Зная психологические особенности мальчиков и девочек, закономерности их полоролевого развития, воспитатель может найти наиболее адекватные способы взаимодействия с детьми разного пола.