Елена Шмакова
Практикум-семинар для воспитателей в форме деловой игры «Общение без конфликтов»
▼ Скачать + Заказать документы
Важная задача педагога- психолога – оказание помощи молодому воспитателю в формировании умения правильно строить диалог с родителями. На решение этой задачи направлена одна из форм работы- деловая игра.
Задачи:
- формировать навыки общения с родителями воспитанников;
- развивать умение предотвращать конфликтные ситуации.
Упражнение «Есть контакт»
Публикация «Практикум-семинар для воспитателей в форме деловой игры „Общение без конфликтов“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Ведущий просит всех встать в круг. Затем он предлагает по очереди выйти в центр круга и представиться самым любимым для него словом, при этом выполнив произвольное движение.
Мозговой штурм.
Вставьте пропущенные слова (варианты ответов представлены на экране)
1. Увлекательное начало разговора рождает и помогает исчезнуть критическому отношению к говорящему.
2. Хорошо аргументированный способствует усилению эффективности словесного воздействия.
3. Мешают доброму отношению тон, речи.
4. Сутулая, вися чая вдоль тела. опущенная горят о неуверенности в себе.
5. Одна из наиболее информативных частей лица.
6. Губы поданы вперед и нервно подрагивают- собеседник, и готов.
7. Поглаживание подбородка говорит о, о желании принять.
8. Фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов- умение считаться с других людей.
9. Критиковать, раздраженно делать замечания, сравнивать человека с кем- то, злословить нетрудно. но,а часто и.
Ответы : 1- внимание, 2-приер,3- грубый, назидательность, 4-спина, руки, голова,5-глаза,6- обиделся, заплакать,7- раздумье, 8-интересами,9-неэффективно, вредно.
Игра «Фразы для начала беседы с родителями»
Участники объединяются в две группы. На экране представлены примеры фраз, с которых начинается диалог педагога с родителем.
1. Я вам не помешаю, если….
2. Я хочу…
3. Вероятно, вы об этом не слышали…
4. Вам будет интересно узнать….
5. Я бы еще раз хотела услышать…
6. Я думаю, будет интересным то, что…
7. Я пришла к такому выводу, что….
8. Вы хотите…
9. Думается, ваша проблема заключается в том, что…
10. Давайте с вами быстро обсудим…
11. Как вы знаете…
12. Хотя вам это и неизвестно…
13. Пожалуйста, у вас есть время меня выслушать,.
14. Вы, конечно, об этом еще не знаете…
15. А у меня на этот счет другое мнение…
16. Конечно, вам уже известно…
17. Вы, наверное, об этом слышали…
Задание первой команде: найти пять неудачных фраз к воображаемой беседе с родителями.
Задание второй команде: найти «нежелательные» фразы и подобрать к ним «нежелательные» смысловые пары.
ОТВЕТЫ: «Неудачные» фразы:1,5,10,13,15.
«Нежелательные»- «Желательные» фразы: 2-8,3-17,6-4,7-9,12-16,14-11.
Решение педагогических ситуаций.
Задача: развивать умение педагога понимать природу конфликта, находить и реализовывать удачный вариант поведения в конфликтной ситуации.
Игроки делятся на три команды : «родители», «педагоги», «эксперты». Команда «родителей» разыгрывает конфликтную ситуацию для команды «педагогов». Команда- соперница за определенное время (3-5 мин) находит оптимальное решение проблемы. Группа «экспертов» анализирует разумность решения, мудрость предложенных позиций, творческий подход, подводит итоги. Затем команды меняются ролями, предлагается другая ситуация.
Мама: Почему у тебя одежда мокрая?
Дима: Мы лепили из снега постройки. Воспитательница сказала, что я очень старался.
Мама: не слушая сына : «Сколько раз тебе говорить – клади варежки и штаны на батарею».
Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать.
Мама: Пойдёшь в мокром.
Дима замолчал и стал неохотно одеваться.
«Почему не состоялся диалог мамы и ребенка? Что можно посоветовать маме в такой момент?
Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т. к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы.
Как организовать работу с родителями Сережи? Что можно предложить бабушке для решения этого вопроса?
Каждое утро, когда папа приводит мальчика (5 лет) в детский сад, ребёнок устраивает истерику "на пустом месте", прячется в личный шкафчик для одежды и сидит там, не желая выходить.
Папа относится к этому факту, как к проявлению характера, и попросту уходит, оставляя ребёнка в шкафу, и предупредив воспитателя. Воспитателю это, естественно, не нравится, потому что надо оставлять остальных детей, которые уже завтракают, и идти за этим ребёнком в раздевалку. Оставить его там нельзя, потому что воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка.
Мама относится к сыну более требовательно, и при ней таких проявлений не бывает. Но мама не может приводить ребёнка в детский сад, потому что у неё слишком рано начинается рабочий день.
Как быть?
. Ваня (5 лет) пришел в детский сад в новом костюме, на котором изображена звездочка. На пуговицах тоже были изображены звездочки. Пуговицы очень понравились ребятам.
Вскоре воспитатель заметил, что на пиджаке у Вани не осталось ни одной пуговицы.
– Куда ты дел пуговицы? – спросил педагог.
– Я подарил их ребятам, – ответил Ваня.
– Разве так можно, мама будет ругать.
– Нет, нет, мама будет довольна, – убежденно ответил мальчик. – Она всегда говорит: “Жадным быть нехорошо”.
Дайте психологическое обоснование поведению Вани.
Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?
Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему?
В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на автобусе.
- Значит, ребенок устает, - делает предположение воспитатель.
- Да нет, не может этого быть. Ведь он сидит всю дорогу, - возражает отец. - Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад!
Прав ли отец?
Подведение итогов деловой игры.
По окончании деловой игры проводится анализ опыта общения, трудностей, успехов.