Раиса Кокоревич
Практикум по проведению коррекционных игр и упражнений в режиме дня детей группы с 6 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум по проведению коррекционных игр и упражнений в режиме дня детей группы с 6 до 7 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 37
Практикум
по проведению коррекционных игр и упражнений в режиме дня детей подготовительной группы с 6 до 7 лет компенсирующей направленности с ОНР, ФФНР.
Публикация «Практикум по проведению коррекционных игр и упражнений в режиме дня детей группы с 6 до 7 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
Подготовила: воспитатель Кокоревич Р. Н.
Являясь воспитателем в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР, я понимаю, чтобы достичь результата в совершенствовании навыков звукового и слогового анализа слов, грамматического строя речи, синтаксической стороны речи, нужно использовать коррекционные игры не только на занятиях, но и во всех видах деятельности: непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности, самостоятельной деятельности и в режимных моментах.
Чтобы увидеть, как это происходит на практике, я приглашаю вас провести один день в подготовительной коррекционной группе. Мы работаем по «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н. В. Нищевой. Также я учитываю рекомендации ПМПК и специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. В группе 21 ребенок : 3 человека с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи, 16 человек с ОНР (общим недоразвитием речи, 2 человека с ЗПР (задержкой психического развития). Предлагаю краткую характеристику своих детей. Для детей с ФФНР свойственно нарушение звукопроизношения и фонематического слуха. У детей с ОНР нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, по сравнению с возрастной нормой есть особенности развития и психической активности. Новое направление в диагностике развития речи это дети с задержкой психического развития. У этих детей полное нарушение всех компонентов речи, а также страдает эмоциональная сфера. Эти дети вспыльчивы, не могут контролировать свои эмоции, бывают агрессивны.
Как я уже говорила выше, коррекционные игры и упражнения нужно использовать в течение дня во всех видах детской деятельности. Начнем с утреннего приема детей. Прием детей идет с 7.00 до 8.00 часов.
- Как вы думаете, какие игры и упражнения можно использовать в этот период в коррекционной группе? (предполагаемые ответы слушателей)
В группе есть дети, которые нуждаются в индивидуальной помощи. По рекомендации учителя – логопеда я отрабатываю произношение шипящих звуков в словах и предложениях. С этой целью я использую скороговорки, чистоговорки:
Ша-ша-ша – каша хороша
Ше – ше – ше- мышка в шалаше.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон:
Как в капюшоне он смешон!
Для развития мелкой моторики, закрепления цветов, я предлагаю ребенку в уголке развивающих игр В. Воскобовича сделать цветной коврик из цветных ленточек. Можно предложить ребенку в сухом бассейне (фасоль, горох) найти гласные буквы. Закрепление звукопроизношения по рекомендации учителя-логопеда.
С 8.00 до 9.00 часов у нас проходит утренняя гимнастика. По рекомендации учителя-логопеда провожу дыхательную гимнастику. Зимой мы сдували снежинки, надували шар.
«На ладошку положили воображаемую снежинку, глубокий вдох и плавный выдох через рот. Рот держать трубочкой».
В группе ежедневно проводится артикуляционная гимнастика, которая является неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
- укрепляет мышечную систему языка, губ, щек;
- помогает ребенку удерживать определенную артикуляционную позу;
- уменьшает напряженность артикуляционных органов; подготавливает детей к правильному произношению звуков.
Приведу несколько упражнений артикуляционной гимнастики:
- «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка наверху. Темп убыстряется постепенно. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
- «Маятник». Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз. Язык передвигается, не облизывая нижнюю губу. Нижняя челюсть неподвижна. (Предложить выполнить упражнения слушателям).
Также проводим пальчиковую гимнастику «Солнышко».
Утро настало,
Солнышко встало.
Эй, братец Федя,
Разбуди соседей.
Вставай Большак,
Вставай Указка,
Вставай Середка,
Вставай Сиротка
И крошка Митрошка.
Привет, ладошка!
Все потянулись и проснулись.
По рекомендации педагога – психолога с целью развития межполушарного воздействия, способствующего активизации мыслительной деятельности, провожу кинезиологические упражнении «Дом – ежик – замок», «Кулак – ребро – ладонь», «Фонарики».
Упражнение «Фонарики». (выполнение)
Ладошки лежат на столе «фонарики зажглись» - пальцы выпрямлены; «фонарики погасли» - пальчики собраны в кулак. Выполнение упражнения в ритме – зажглись, погасли, зажглись, погасли…. Затем поочередное выполнение один фонарик горит, второй погас.
Упражнение «Дом – ежик – замок» (выполнение).
Выполнение упражнения поочередное – дом – ежик – замок.
«Дом» - пальцы рук соединены под углом, большие пальцы соединены.
«Ежик» - поставить ладони под углом друг другу. Пальцы одной руки расположить между пальцами другой.
«Замок» - ладони прижать друг к другу, ладони переплести.
9.00 начинается занятие.
На занятии по развитию речи коррекционные игры и упражнения, пальчиковую гимнастику. С детьми повторяем скороговорки, чистоговорки, проводим игры на коррекцию речи и движения.
Проговаривание скороговорки, способствует автоматизации правильного произношения и дифференциации сонорных звуков
–р-, -л-.
Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
Сено граблями, краб, грабь!
Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?» способствует развитию мелкой моторики, координации речи и движения.
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
(На каждое название животного загибают по одному пальцу сначала на левой руке, потом на правой).
Игра с мячом «Скажи наоборот» на обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами.
Воспитатель: У жирафа шея длинная, а у бегемота …короткая.
У слона большие уши, а у зебры - …. маленькие.
У обезьяны тонкий хвост, а у тигра …. толстый.
Игры и игровые упражнения подбираем в соответствии с лексическими темами.
На занятиях по физкультуре мы включаем упражнения на дыхание «Шарик», «Насос», «Кошечка».
На музыкальных занятиях музыкальный руководитель проводит логоритмические упражнения, музыкальные игры на развитие слухового внимания, тембрового слуха «Кто позвал?», «Узнай сказку» и другие.
Следующий режимный момент ПРОГУЛКА.
На прогулке организовываем игры на формирование длительного и плавного выдоха «Вертушки», «Ленточки», «Ветерок», мыльные пузыри. Тематику игр меняю в зависимости от времени года. В теплый период организуем игры в песочнице, которые способствуют развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, знакомству со свойствами песка и обогащению словарного запаса.
По рекомендации педагога-психолога проводим игры на развитие произвольности психических процессов.
Например, игра «Кто кем будет?»
Цель: развитие мышления, внимания, воображения и речи.
Дети стоят по кругу. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому ребенку, задает вопрос. В игре можно использовать мяч.
- Кем (или чем) будет: яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, мука, железо, ткань.
Игра «Прошепчи ответ». (выполнение слушателями)
Цель: развитие самоконтроля, коррекция импульсивности.
Взрослый задает вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх. Когда поднятых пальцев много, взрослый считает: «Раз, два, три – шепотом говори».
Задача детей – прошептать ответ
Вопросы: Какое сейчас время года?
Как называется наш город?
Как называется детеныш коровы?
Сколько лап у собаки?
В какие дни недели выходные? и т. д.
При выполнении культурно-гигиенических навыков мы опять проговариваем чистоговорки, скороговорки.
Например, проговаривание чистоговорки «Водичка-водичка» мы сопровождаем движением рук. Это направлено на координацию речи и движения.
После пробуждения от дневного сна мы выполняем в постели гимнастику пробуждения. Во время гимнастики дети поглаживают руки, ноги; выполняют самомассаж частей тела. Выполняем упражнение и массаж пальцев рук шариком Су-джок, что способствует развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности (выполнение слушателями). Упражнение сопровождаем словами :
Катится колючий ежик,
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
И по пальчикам бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно: да-да-да!
Уходи, колючий еж,
В темный лес, где ты живешь.
Вечером продолжается индивидуальная работа по выполнению рекомендаций специалистов.
Например, по рекомендации учителя-логопеда, упражняю детей в составлении предложений по предметным картинкам ; отрабатываем длительное произношение звука –Р- и т. д.
По рекомендации педагога-психолога проводим игры на развитие психических процессов. Например, игра «Добавь слово» (выполнение слушателями)
Цель: развитие слуховой памяти. Один ребенок называет какой-нибудь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет свое. Третий повторяет уже два слова и называет третье. И т. д.
Игра «Что потом?»
Цель: активизация и развитие мыслительных процессов.
Вначале детям объясняют, что ряд событий и явлений проходят в строгой последовательности. Взрослый называет явление, событие. Цифру и предлагает ребенку назвать следующее за ним.
Зима – весна.
Март – апрель.
Дошкольник – школьник
Первый – второй
День – вечер
Лето – осень
Суббота – воскресенье
Ночь – утро.
В группе организовываем игры в песочнице: «Сделай постройку и составь сказку», «Нарисуй букву», «Найди игрушку». Игры направлены на развитие мелкой моторики, закрепление словообразования, умения составлять рассказы. В изоуголке «Художник» ребята занимаются рисованием по трафаретам, штриховкой, раскрашивание. Все это способствует развитию мелкой моторики.
Таким образом, в течении всего дня, во всех видах детской деятельности мы используем коррекционные игры и упражнения, рекомендации специалистов.