Татьяна Севрук
Практикум «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников: ожидание и реальность»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников: ожидание и реальность
Предлагаю обратить внимание на тему моего практикума «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников: ожидание и реальность», для того чтобы её раскрыть нам нужно определиться, нужна ли финансовая грамотность дошкольникам или не нужна. Как вы считаете?
Ответы педагогов.
Публикация «Практикум „Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников: ожидание и реальность“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Я рада, что среди Вас вижу единомышленников, так как считаю, что финансовой грамотности обучать детей нужно. Приобщая дошкольника к экономике, мы поможем ему стать самостоятельным, научим ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды и финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.
А сейчас обо всём поподробнее.
Обратите внимание на нормативно – правовые документы.
В послании Федеральному собранию на 2017 год Президент РФ подчеркнул, что «для хорошего образования нужны прорывные новые обучающие технологии». 25 сентября 2017 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации, который нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан.
В нашем саду разработана рабочая программа на основе основной образовательной программы МБДОУ детский сад «Лазорик», разработана на основе программ А. Д. Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников». Учебно – методического пособия. М. : Педагогическое общество России, 2005, Е. А. Курак, Л. А. Михерева «Экономическое воспитание дошкольников» — М., ТЦ СФЕРА, 2002 г., для детей 5 - 7 лет по которой мы работаем в течение трёх лет. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.
[b] Цель и задачи реализации программы [/b]
[i]Цель: [/i] раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.
Обучающие задачи:
• сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;
• дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;
• расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;
• создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;
• познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;
• заложить основы экономического образа мышления у реб нка – дошкольника.
Развивающие задачи:
• развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.
Воспитательные задачи:
• воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также экономическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие. В результате ребята получат представление о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран.
Основная форма обучения – это игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Например, в сюжетно – ролевых играх, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
Ознакомление с основами финансовой грамотности осуществляется во второй половине дня в совместной и самостоятельной деятельности – это беседы, дидактические, развивающие, познавательные, речевые игры. З
Замечательным средством для реализации содержания программы служит многофункциональный обучающий комплекс финансовой грамотности «Экономград» из серии «Кисельковое царство», который разработан в соответствии со «Стратегией повышения финансовой грамотности населения в РФ и предназначен для изучения финансовой грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста. К нему прилагается модуль «Магазин» в котором есть продовольственная и кассовая зона, витрина, встроенные счёты, прилавок, касса - калькулятор.
В своей работе использую серию мультфильмов «Смешарики, «В гостях у тётушки Совы», которые дают детям знания финансовой грамотности.
Возвращаюсь к теме «Ожидание и реальность»
Когда я начинала реализовать это программу, ожидала хороший отзыв от всех детей и родителей. Предполагала, что родители, посещая магазины, супермаркеты будут закреплять умение детей обращать внимание на качество продукта, на цену, подешевле или со скидкой, на свежесть. Это пошло в жизнь, у детей сформировалось понятие «дёшево», «дорого», «качественные», «некачественные», научились копить денежки, чтобы приобрести какую-нибудь игрушку, уменьшилось количество просьб: «Купи хоть что-нибудь».
В реальности не все семьи включились в эту работу и соответствестнно есть дети заинтересованные, а есть и пассивные, которые включаются в работу, но интерес быстро угасает, потому что нет практического применения знаний детьми в магазинах, на рынках с родителями.
Уважаемые коллеги, мы с вами должны понимать, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заёмщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в голове и использовать их в своей будущей жизни. Я уверенна, что вы согласились, что финансовая грамотность нужна в д/с.
Задание 1
Сегодня я вам предлагаю принять участие в викторине «Мир экономики». Уверенна, что Вы с лёгкостью ответите на экономические вопросы:
1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)
2. Плановое ведение хозяйства, (Экономика)
3. Как называется договор между людьми, которые хотыт купить, продать, обменять? (сделка)
4. Чем становится собственность, если её хотят продать, обменять
(Товар)
5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)
6. Как называют человека, который продаёт товар? (Продавец)
7. Как называется обмен товарами без участия денег. (Бартер)
Очень часто мы детям рассказываем или показываем о тех или иных событиях, будь то экономика, правовое воспитание, ПДД и другое на основе сказок. И я Вам предлагаю поиграть в задание «Экономика в сказках».
Задание 2
В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросёнка)
1. Кто из героев сказки сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок)
2. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)
3. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
4. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)
5. В какой сказке умелый обмен привёл к обогощению главного героя? (Лисичка со скалочкой)
Вот так через сказку можно у детей формировать самые элементарные понятия.
Уважаемые коллеги, уверена, что вы знаете пословицы о деньгах.
Предлагаю поиграть – денежные пословицы по картинкам прочитать.
На экране картинки, педагоги отгадывают пословицы и объясняют их смысл.
«Деньги куры не клюют», «Деньги лопатой гребут»,
«Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережёт»,
«Деньги любят счёт», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Практическое задание педагогам 3
1 подгруппа педагогов. Вопрос: Как объяснить детям «Что такое семейный бюджет? Доходы и расходы»
2 подгруппа педагогов. Вопрос «Как объяснить детям, что такое товар и услуга?
3 подгруппа педагогов Вопрос «Как объяснить детям, что значит быть экономномным и бережливым?»
4 подгруппа педагогов. Вопрос: «Как объяснить детям, кто такие спонсоры?»