Светлана Ишмуратова
Практикум для воспитателей «Формы работы с родителями воспитанников по теме «Домашний театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить теоритические знания и практические умения воспитателей в вопросах организации работы с родителями воспитанников.
Задачи:
1. Развивать профессиональную компетентность, поддерживать и активизировать творческий потенциал педагогов; систематизировать и углублять знания по данной теме.
2. Формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей и родителями воспитанников.
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече.
Мы сегодня собрались, поиграть, повеселиться,
Темочки:
- Домашний театр. Консультации
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Добротой своей поделиться, пошутить и посмеяться,
В чем-то посоревноваться!
Сегодня мы поговорим о значении театрализованной деятельности и театрализованных игр в жизни ребенка и о том, как заинтересовать родителей этим вопросом.
Сделать это можно с помощью совместных театрализованных игр.
•Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на 2 группы.
Назовите их. (Сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами)
•Какие игры относятся к играм с правилами? (дидактические и подвижные игры)
•Какие игры относятся к сюжетно-ролевым (творческим? (игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, игры-забавы, театрализованные игры)
•Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно – ролевой игрой и является её разновидностью. Они обе имеют общую структуру (строение). Назовите основные элементы этой структуры? (замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое взаимодействие, правила)
•Назовите различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми. (В сюжетно-ролевых играх дети отражают жизненные явления, а в театрализованных берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, а в театрализованной игре продуктом является поставленный спектакль или инсценировка).
Итак, уважаемые коллеги, мы все знаем, что театрализованные игры делятся на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры – драматизации.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и так далее.
К играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Значение театрально-игровой деятельности для развития личности ребенка
- В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются представления детей об окружающем мире;
- Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
- Происходит развитие различных анализаторов;
- Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
- Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
- Развивается эмоционально-волевая сфера;
- Происходит коррекция поведения;
- Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
- Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться в непосредственно образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
- Как Вы понимаете «Использование театрализованной игры в НОД?»
(Во время НОД педагог включает ТИ как игровой приём и форму обучения детей. Во время НОД вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения НОД способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры).
- Как Вы понимаете «Использование ТИ в свободной совместной деятельности детей и воспитателей во время режимных моментов»?
(Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых уголках, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией).
- Как Вы понимаете «Использование ТИ в самостоятельной деятельности детей?»
(В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей).
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и развитием движений.
- Какие формы работы с родителями мы используем по организации театрализованной деятельности?
Родительские собрания, консультации, дни открытых дверей, проведение досугов, тематических вечеров, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи» и так далее, праздники, совместное творчество, оформление фотовыставки, беседы, домашние сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов, наглядно-информационный.
«Что же такое театрализованная деятельность в детском саду».
Уважаемые коллеги! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятии по театрализованной деятельности. Но вначале ответьте на вопросы.
* Если бы все люди не могли говорить, но знали слова, как бы они понимали друг друга? (С помощью жестов, мимики, позы туловища)
* Меняется ли голос человека в зависимости от его настроения? Как?
* Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как? (По позе, жестам.)
* Можем ли мы назвать интонацию, мимику, пантомимику (жесты, поза человека) «волшебными» средствами понимания?
* Вспомните, какие жесты вы знаете и используете при общении? (Приветствие, прощание и другие)
Играем, как дети - практика.
Ну что, давайте поиграем! Предлагаю разделиться на две команды.
1Игра «Иностранец»
Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти:
первой команде - кинотеатр,
второй - кафе.
2Игра «Мимика»
С помощью мимики выразите
первая команда: горе, удивление,
вторая команда: радость, страх.
3Игра «Покажите, как вы умеете»
Используя мимику и жесты, вы должны изобразить то что, написано в карточках.
• Первой команде: как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм, за шахматной доской,
• второй команде: как вы сидите у телевизора (комедия, на рыбалке (клюет).
Пантомимические этюды и упражнения.
Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.
(Покажите, как:
• первая команда-вратарь ловит мяч;
• вторая команда-зоолог ловит бабочку).
Вот мы так плавненько переходим к драматизации сказок, у вас атрибуты и элементы костюмов, пожалуйста, распределите роли, выберите необходимые атрибуты и попробуем показать сказки.
4. Драматизация сказок «Колобок» и «Курочка Ряба»
Посмотрите, какие вы молодцы! Сколько в вашем выступлении было артистизма! А способствовало всё этому ваша сплочённость, взаимовыручка. Молодцы!
ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Важно участие родителей в театрализованной деятельности детей в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и так далее. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках. В любом случае, совместная работа педагогов и родителей по развитию театрализованной деятельности способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
1 «Сказочные примеры»
Игрокам команд предлагается решить нетрудные примеры, в результате должно получится название сказки, в которой есть все слагаемые. Каждая команда получает по два задания
Задание для первой команды:(проговаривать)
Кушак + Утюги + Книжка + Мочалка + Крокодил =? (К. И. Чуковский «Мойдодыр»)
Мельница + Король + Людоед + Заяц + Мышь =? (Шарль Перро «Кот в сапогах»)
Задание для второй команды:
Санки + Розы + Олень + Ворон + Девочка =? (Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»)
Зеркало + Терем + Пёс + Яблоко + Гроб =? (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
2 «Блиц-турнир»
Кто первый поднимет руку после заданного вопроса, первый отвечает на вопрос
1. Сколько встреч было у старика и рыбки? (Шесть)
2. Первый банкрот Поля чудес (Буратино)
3. Какая сказочница подарила нам встречу с Мужчиной в самом расцвете лет? (Астрид Линдгрен)
4. Героиня русской сказки, девочка из снега (Снегурочка)
5. Этот автор любит в своих сказках описывать различных насекомых, животных, предметы быта (Корней Чуковский)
6. Пушкинское дубовое украшение (Цепь)
7. Разговор двух людей (Диалог)
8. Личный транспорт Бабы Яги (Ступа)
9. Кто полгода сидит без обеда (Медведь)
10. Кто из писателей «вырастил» аленький цветочек? (Сергей Аксаков)
11. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (Сказка)
12. Кто из великих русских поэтов любил сказки с детства, и сам написал несколько сказок в стихах? (А. С. Пушкин)
Подведение итогов
Уважаемые педагоги! В ходе нашей встречи мы еще раз убедились в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной. Через различные виды детской театральной деятельности проходит самореализация ребенка, он переносится в сказочный, увлекательный мир познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.
Очень важно донести это до родителей воспитанников.
Постоянный контакт с семьёй позволит пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. И не маловажно, что совместная работа с родителями, положительно влияет на климат группы и всестороннее развитие детей.
Надеюсь, что рассмотренные сегодня формы работы с родителями по организации учреждения и дома будут использованы коллегами для выстраивания взаимоотношений с родителями, которые из наблюдателей, постепенно переходят в активных участников нашей совместной педагогической деятельности.
Вопрос для всех «Черный ящик
Внимание! Вопрос!
Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)
Подсказка: Этот предмет есть в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»
Закончить нашу встречу хочется замечательными словами Б. М. Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»