Татьяна Скрягина
Практикум для родителей дошкольников «Договор с ребенком или как наладить взаимоотношения»
▼ Скачать +Заказ
Практикум для родителей дошкольников «Договор с ребенком или как наладить взаимоотношения»
Как часто мы срываемся на своих детей, повторяем по много раз то, что по-нашему мнению ребенок должен выполнять беспрекословно, автоматически. Это нам кажется, что он знает все свои обязанности, потому что они для взрослых очевидны, а для ребенка они не актуальны, если не представлены ему как обязанности, которые есть и у родителей, и у ребенка.
Публикация «Практикум для родителей дошкольников „Договор с ребенком или как наладить взаимоотношения“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Представляю вашему вниманию алгоритм действий для урегулирования семейных взаимоотношений, который поможет избежать ссор с ребенком, легок в применении, посредством которого вы сможете преодолеть капризы и негативные реакции со стороны ребенка по бытовым вопросам, договориться друг с другом.
1. Разделите лист на столько колонок, сколько членов семьи проживает в одной квартире и напишите в каждой колонке обязанности каждого члена семьи. Обсудите их с ребенком.
2. Запишите, какие поощрения и наказания используются вами для управления поведением ребенка дома.
3. Составьте график обязанностей для ребенка.
4. Составьте договор с ребенком и обсудите его на семейном совете в присутствии ребенка.
5. Контролируйте выполнение домашних обязанностей ребенком в каждый вечер и держите свое слово: если обещали поощрить или наказать- сделайте это не откладывая.
6. Наблюдайте положительные изменения в поведении ребенка. Период адаптации к новым требованиям к ребенку примерно- 3 недели.
Обязанности ребенка по дому
Обязанности ребенка по дому помогают ему стать самостоятельным. Составьте график выполнения ребенком обязанностей, прикрепите его в комнате ребенка. Помните, что для закрепления навыка самостоятельного выполнения домашних обязанностей необходимо как минимум 3 недели. Ежедневный контроль выполнения обязанностей со стороны родителей поможет избежать многих проблем в поведении ребенка. Желательно привлечь ребенка к оформлению графика выполнения обязанностей. В левом столбике расположите обязанности. Пусть ребенок нарисует или приклеит изображения, символизирующие обязанности, например, уборка игрушек – неваляшка, уборка посуды – нарисовать чашку. В течение недели отмечайте в присутствии ребенка выполненные обязанности. Если ребенок выполнил все обязанности- получает поощрение, если не выполняет половину и более обязанностей – наказание. Поощрения и наказания устанавливаются и доводятся до сведения ребенка заранее, ими являются наиболее значимые увлечения ребенка на данный момент (просмотр мультиков, рисование, игра в любимую игру). Для повышения мотивации у ребенка выполнения домашних обязанностей в понедельник сообщите ребенку, что если в течение недели он будет выполнять обязанности, его ждет в воскресенье вознаграждение в виде любимого занятия, совместного похода с родителями, друзьями в кафе, цирк, прогулка.
С 3 лет вы можете ввести для ребенка - 3 - 5 обязанностей, помогая ребенку в их выполнении.
Примерный перечень обязанностей
для ребенка 3-5 лет
• Уборка игрушек
• Уборка одежды на отведенное для нее место
• Заправить кровать
• Уборка посуды за собой со стола
• Одевание – раздевание самостоятельное
• Полив цветов (под присмотром взрослого)
• Чистка зубов
• Уборка грязного белья в корзину
• Сон в 21.00 – на выбор ритуалы мультфильм, книга, спокойная игра, массаж - до 10 -15 минут.
С 5 лет прибавляется еще 2-3 обязанностей.
• Вымыть за собой посуду
• Постирать свое белье, без акцента на качество выполнения (трусы, носки)
• Подмести пол
• Выполнить домашние задания
• Уборка в своей комнате (со стола, вытереть пыль)
• Выполнение домашнего задания
• Приведение своего рабочего места в порядок
• Вынести мусор
Договор с ребенком
Заключается между родителями и ребенком в случае непослушания, невыполнения требований родителей, капризах, истериках у ребенка начиная с 4 лет на 1-3 месяца. Выполнение договора четко контролируется родителями. Все пункты обсуждаются, доводятся до сведения ребенка.
Участники: (все члены семьи).
Прочие пункты и условия (по необходимости)
Поощрения (в зависимости от количества выполненных обязанностей. Например. Если у ребенка 5 обязанностей, а поощрение – просмотр телевизора, то за 5 примерно 15 минут просмотра, за 4 – 10 минут и т. д.)
Наказания (не отсроченные, должны производиться сразу; исключение – общественные места. Основа - словесные)
Печать Подписи всех членов семьи
Домашние обязанности
• Если у ребенка не будет привычки к повседневному труду, это отразится на его будущей семейной жизни. Делим обязанности на всех!
• Распределите домашние дела между всеми в семье. Обсуждать это лучше на семейном совете, с обязательным участием детей.
• Разделите все обязанности на постоянные и временные. Например, постоянные - уборка, мытье посуды, стирка, прогулки с собакой. Временные - генеральная уборка, ремонт, мытье окон и др.
• Теперь выделяем из них специфические мужские, женские и детские обязанности. Определяем затраты времени на каждого, перераспределяем объем обязанностей: разгрузим маму, передав часть дел папе и детям.
• Выделяем временные и постоянные поручения для ребенка.
• Зарисуйте это распределение и поместите для всеобщего обозрения.
Как быть, если ребенок забывает о своих обязанностях?
Нужна система напоминаний, использовать можно самые разные приемы. Ребенок сам выберет такой способ, который его устраивает. Ребенку постарше удобно пользоваться таблицей-календарем, в которой заранее обозначены домашние дела и есть место, чтобы отметить: выполнено - не выполнено. Сделайте большой рисунок дерева с незакрашенными листочками. Выполнив какую-то работу, малыш может закрасить один листочек (начиная с нижних, постепенно все дерево "зазеленеет", а ответственный исполнитель получит какой-нибудь приз.
Как заинтересовать ребенка?
Иногда он может меняться домашними ролями с другими членами семьи. Полезно, познакомиться с другими, более сложными, чем постоянные поручения, видами работ: испытать мамину каждодневную нагрузку.
Позволяйте ребенку самому выбирать средства, которые помогают облегчить домашний труд.
Предоставляйте больше возможностей для творчества в домашней работе. Можно сделать из бумаги большую ромашку с отдельно вырезанными сердцевиной и несколькими лепестками. На каждом лепестке написать по одному виду домашней работы (или сделать рисунки) : мытье посуды, уборка комнаты, помощь в приготовлении обеда, выполнение вовремя всех уроков, утренняя зарядка, чтение, рукоделие, занятия спортом.
Сделав что-то из перечисленного, ребенок в течение дня сам прикрепляет к сердцевине ромашки соответствующие лепестки. И сразу видно, что было сделано за день. Если в семье двое детей, то каждый делает себе свою ромашку. Можно даже устраивать семейные соревнования, в чьей ромашке к вечеру больше лепестков. Отмечать необходимо не только количество дел, но и качество их выполнения.
Если ребенок не хочет убирать
за собой игрушки
• Помните, что прививать привычку убираться за собой стоит начинать с раннего детства.
• Твердо для себя решите, что это необходимо, и вы будете этого требовать от ребенка.
• Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи: одежду, обувь, книги, посуду, украшения. Ребенок быстро поймет, что у каждой вещи в доме есть свое место. Помните, что для ребенка особенно раннего и младшего дошкольного возраста характерной чертой является подражание.
• Начиная приучать ребенка к порядку, помогайте ему прибирать игрушки: одну мама, одну ребенок.
• Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняйте ему смысл происходящего, что и куда складываете.
• Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно, но твердо.
• Не приказывайте.
• Используйте маркировку, схемы на коробках и ящиках для игрушек.
• Не требуйте порядка в ящике с игрушками. Главное, что ребенок убрал их на место.
• Учитывайте возраст и возможности ребенка.
• Придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желанной для ребенка. Например, игра «Помоги маме».
• Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием спать. Можно игрушки уложить спать, отправив их на свое место.
• Не позволяйте себе и другим членам семьи убирать игрушки за ребенка, если он может это сделать сам.
• Дайте понять ребенку, что это его обязанность как члена семьи, наравне с тем, что мама готовит еду, папа выносит мусор. Покажите ребенку взаимозависимость друг от друга : если ребенок не уберет игрушки, кто-то может за них запнуться и упасть.
• Поощряйте самостоятельные попытки ребенка убрать игрушки похвалой.
• Сделайте уборку игрушек заключительной частью игры, обязательной и постоянной. Ребенок привыкнет к этой обязанности, и не будет протестовать против ее исполнения.
• Введите уборку игрушек как правило для ребенка. Пусть ребенок знает, что вы не будете читать ему книжку или рисовать, пока в комнате разбросаны игрушки.
Семейные правила
• Семья – единое целое.
• Совместное принятие решений.
• Главные в семье – родители, выполняющие свои роли, воспитывающие своих детей, а не капризничающие дети, воспитывающие своих родителей.
• Единство в требованиях между всеми воспитывающими ребенка взрослыми.
• У каждого члена семьи есть свои обязанности. Обязанности должны быть и у ребенка. За выполнением их следят родители.
• Выполнение режима дня ребенком обязательно!
• При несовпадении мнений – садимся за стол переговоров и обсуждаем, договариваемся, принимаем решение.
• Скандалы, бранные слова – недопустимы ни одним членом семьи.