Наталия Лунькова
Практическое занятие с элементами тренинга для педагогов «Я в конфликте»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 4. Я в конфликте
Задачи:
Помочь участникам выявить субъективные трудности и личные ресурсы противостояния стрессам.
Познакомить педагогов с различными видами адаптивного и дезадаптивного поведения в ситуациях фрустрации.
Содействовать осознанию актуальных стрессов в профессиональной деятельности.
Материалы: бумага формата А4 (по числу участников, цветные карандаши и фломастеры; карточки «Части тела», мяч
Содержание:
1. Приветствие
Публикация «Практическое занятие с элементами тренинга для педагогов „Я в конфликте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Педагоги получают карточки «Части тела», находят себе пару и здороваются соответственно карточке.
2. Слайд 25 .Упражнение «Виды конфликта и их причины». Участники объединяются в 3 группы (весенние месяцы) и получают бланки с названием вида конфликта.
- Ваша задача - подобрать подходящие высказывания к одному из представленных виду конфликта : конфликту несовместимости, информационному и конфликту интересов.
слайд 26-29
3. Упражнение «Я и стресс»
Ведущий предупреждает участников о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер.
- Конфликт всегда является стрессовой ситуацией.
Нарисуйте, пожалуйста, рисунок "Я и стресс". Он может быть выполнен в любой форме - реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большое значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который поможет вам осознать трудности, найти уже имеющиеся ресурсы. Можно пользоваться цветными фломастерами.
Участники рисуют в течение 4-5 минут. Затем ведущий начинает задавать вопросы, на которые участники отвечают письменно. После каждого вопроса ведущий дает участникам от 15 до 40 секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок.
- Посмотрите внимательно на свой рисунок.
Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?
Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.
Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?
Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько - стресс. Почему?
При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?
Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?
Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще. Если вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что может защитить вас от стресса.
Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке - дорисуйте их.
Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?
Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.
После того как участники ответят на последний вопрос, ведущий просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек. В каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей, возникших в процессе рисования.
Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры.
Представители от подгрупп зачитывают свои списки.
Слайд 30.
4. Информация «Фрустрация как форма психологического стресса»
- Мы будем рассматривать стресс как процесс, состоящий из трех элементов : стрессоров (события, с которыми человек сталкивается, реакцией человека (психологических, физических или поведенческих) на стресс и копинг-поведение, которое человек использует для преодоления стресса.
Слайд 31. Фрустрация - психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. Фрустрацию можно описать следующей формулой: «Потребности - блокировка - отрицательные эмоции».
Слайд 32. Выделяют четыре группы причин фрустрации:
-Физические барьеры - стены тюрьмы, поломка машины на безлюдном шоссе.
-Биологические барьеры - болезнь, плохое самочувствие, сильная усталость, старение.
-Психологические барьеры - страхи и фобии, неуверенность в собственных силах, негативный прошлый опыт.
-Социокультурные барьеры - нормы, правила, запреты, существующие в обществе.
Слайд 33. Фрустрация обычно сопровождается переживанием негативных эмоций - гнева, агрессии, чувства вины, раздражения. Сильное переживание этих чувств может привести к дезадаптивным формам поведения:
• агрессивные реакции, направленные на другого человека (если находится «козел отпущения») или самого себя («рвать на себе волосы», «стучать головой об стенку»). В некоторых случаях агрессия может быть эффективной и уместной;
• уход из ситуации, отказ от любой деятельности, апатия;
• регрессия, когда взрослые начинают вести себя как дети - отказываются от еды после ссоры, перестают общаться, обижаются, ждут чуда, которое им поможет разрешить данную ситуацию;
• двигательное возбуждение, когда человек не может контролировать свое внешнее поведение и совершает бесцельные и неупорядоченные действия: скажем, человек может многократно дергать ручку двери, зная, что дверь закрыта, и он не может попасть в помещение;
• включение механизмов защиты, которые в данном случае помогают пережить остроту фрустрации («He очень-то и хотелось этого достигать!»).
Понятно, что эти формы поведения не способствуют решению проблемы, однако дают возможность снизить накопившееся в результате переживания фрустрации напряжение.
Слайд 34. Рассмотрим адаптивные реакции на фрустрацию – поведение, которое помогает разрешить ситуацию и тем самым снижает напряжение. К нему относятся:
• преодоление препятствия с использованием новых методов и средств или с помощью изменения своей стратегии поведения;
• поиск путей, чтобы обойти препятствие;
• компенсация - поиск другой сферы для удовлетворения потребности;
• отказ от намеченной цели, выбор новой цели, переоценка ценностей.
5. Упражнение «Подмена воспитателя»
Участникам зачитывается ситуация:
«Заведующая детским садом просит вас поучаствовать в конкурсе «Воспитатель года». Дело в том, что вы не желаете участвовать в конкурсе».
Работа продолжается в двух подгруппах: первая подгруппа должна обсудить и перечислить все возможные адаптивные формы поведения педагога в этой ситуации, а вторая – дезадаптивные (раздаются бланки). Ведущий отмечает, что целью воспитателя является нежелание участвовать в конкурсе, а барьером – просьба заведующей.
Обсуждение в подгруппах, презентация результатов.
- Легко преодолевают фрустрацию люди, которые умеют спокойно анализировать ситуацию и видеть как можно больше способов выхода из нее.
6. Игра на поддержание работоспособности «Темп»
- Каждый участник по команде ведущего в течение одной минуты должен:
• дотронуться до всех углов в комнате;
• прикоснуться к полу;
• прикоснуться к шести парам коленок присутствующих игроков;
• сказать доброе слово соседу.
7. Упражнение «Инвентаризация стресса»
l-й шаг. Составьте перечень причин, вызывающих стресс на работе. Очень важно, чтобы все указанные причины были предельно конкретны (например, лучше, если вы не просто укажете: «Плохое общение в организации», а уточните, что вам не хватает информации по поводу чего-либо).
2. Проранжируйте стрессы так, чтобы первым стоял стрессор, в настоящее время вызывающий наибольшее напряжение.
3. Каждый стрессор отнесите к одной из трех групп: «Немедленное действие», «Будущее действие» и «Игнорирование или адаптация». «Немедленное действие» охватывает группу стрессоров, с которыми можно что-то сделать прямо сейчас, сегодня или течение ближайших нескольких дней. «Будущее действие» включает стрессоры, которые поддаются коррекции, но неясно, какой имени и когда. «Игнорирование или адаптация» включает те виды стрессоров, в отношении которых пока не понятно, какие меры можно предпринять в данный момент и в обозримом будущем.
Для дальнейшей работы мы предлагаем вам выбрать один стрессор, с которым вы продолжите работать дальше. Не следует выбирать те стрессоры, преодоление которых потребует глобальных изменений в жизни.
4. В этом стрессоре выявите объективную (связанную с требованиями профессиональной деятельности, рабочими условиями) и субъективную (связанную с особенностями личности, характера, темперамента и вашими особенностями реагирования на стресс) составляющие.
5. Предлагаем вам объединиться в пары, чтобы подключить своего коллегу для создания программы борьбы со стрессом. Расскажите друг другу о позитивных изменениях, которые могут произойти в том случае, если удастся нейтрализовать ваш стрессор.
6. Сейчас мы вам предлагаем проанализировать и позитивно переструктурировать мысли, запускающие стрессовую реакцию. Важным ресурсом стрессоустойчивости является умение переформулировать проблему в цель, в позитив. Например: «Я терпеть не могу своего коллегу» - это проблема и негатив. «Я хочу быть спокойной и контролировать себя в те моменты, когда он несправедливо «наезжает» на меня» - это цель и позитив, которые указывают, что я должен изменить в своем поведении для решения данной проблемы.
7. Перечислите причины, которые делают вас уязвимыми для стресса. Каждое утверждение этого списка должно начинаться со слова «Я».
8. Используя полученный на предыдущем шаге список причин, выделите те необходимые коммуникативные качества, которые можно развивать (умение отвечать «нет», умение просить и принимать помощь).
8. Упражнение «Собери компанию»
- Представьте себе, что наша дружная компания составила целый список мест, куда бы мы хотели попасть. Не удивляйтесь, эти места будут совершенно не ожиданные. Я буду оглашать этот список поочередно каждому из вас. Ваша задача – придумать какие 3 необходимых предмета нужно взять нашей компании с собой, куда мы направимся. Тот, кому попадется мяч, быстро называет эти три предмета. Предметы, которые уже назывались повторять нельзя.
9. Рефлексия
Участники отмечают, что было интересного, полезного в материалах практического занятия с помощью незаконченных предложений.
1. Древняя Греция
2. Пальма
3. Холодильник
4. Космический корабль
5. Кабинет президента
6. Мужская баня
7. Берлога медведя
8. Американские горки
9. Пещера
10. Кукурузное поле
11. Подводная лодка
12. Необитаемый остров
13. Клетка с тигром
14. Сказка
15. Подводная лодка
16. Детский сад