Елена Бебякина
Практическое занятие для родителей «Организация общения с ребёнком в процессе познания»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Знакомить родителей с различными формами общения ребёнка.
2. Дать рекомендации по организации общения с дошкольником в процессе познания.
3. Создать условия для применения полученных знаний на практике.
Ход консультации:
Ребёнок рождается на свет с готовой потребностью в общении. Первая форма общения ребёнка была названа ситуативно-личностной. Сначала это выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребёнка, улыбается, разговаривает с ним, он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потребность во внимании взрослого первая и основная потребность в общении – остаётся у ребёнка на всю жизнь. В младенческом возрасте удовлетворить эту потребность очень просто. Нужно чаще улыбаться ребёнку, разговаривать с ним, ласкать его. Если же на первом году жизни ребёнок не получает достаточно внимания от близких, это так или иначе даст о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, жестокими и агрессивными. Компенсировать в более позднем возрасте неудовлетворённую потребность во внимании взрослых бывает очень трудно.
Публикация «Практическое занятие для родителей „Организация общения с ребёнком в процессе познания“» размещена в разделах
Во втором полугодии жизни при нормальном развитии ребёнка внимания взрослого ему уже недостаточно. Малыша начинает притягивать к себе не столько сам взрослый, сколько предметы, его окружающие. Это происходит потому, что в этом возрасте складывается новая форма общения ребёнка с взрослыми - ситуативно-деловая – и связанная с ним потребность в деловом сотрудничестве.
Эта форма общения отличается от предыдущей тем, что взрослый нужен и интересен ребёнку не сам по себе, не своим вниманием, а тем, что у него есть разнообразные предметы и он умеет что-то с ними делать.
Появление и развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения с взрослым, который существенно отличается от двух предыдущих. Взрослый и ребёнок уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходят за её пределы. Предметом общения ребёнка с взрослыми могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия. Например, ребёнок и взрослый могут говорить о дожде, который уже прошёл, о птицах, которые улетели в тёплые страны, об устройстве машины. Данное общение носит название - внеситуативное.
Существуют две формы внеситуативного общения: познавательная и личностная.
Личностная форма общения возникает в старшем дошкольном возрасте, когда дети предпочитают разговаривать с взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей.
Но сегодня мы поговорим с вами о познавательном общении, которое складывается у ребёнка примерно к 4-5 годам. Явным свидетельством появления у ребёнка такого общения становятся его вопросы, адресованные взрослому.
Для выяснения способности ребёнка к познавательному общению подходит беседа по поводу прочитанной книжки, в которой содержатся новые для ребёнка знания – о машинах, животных, птицах, явлениях природы. Эта беседа должна строиться не как пересказ того, что запомнил ребёнок или что он понял, а как обсуждение прочитанного. В беседе в равной мере должен участвовать как взрослый, так и его младший собеседник. Необходимо наблюдать, насколько увлечён ребёнок. Задаёт ли он вопросы, рассказывает ли он о своих познаниях, как долго он может разговаривать с взрослым, не меняя тему разговора и не отвлекаясь на посторонние предметы. Если ребёнок не проявляет интереса к содержанию книжки, смотрит по сторонам, стремится поскорее закончить беседу, возможно, его познавательные интересы ещё не развиты, познавательная форма общения с взрослым ему не по плечу.
Здесь важно, что значение эмоционально-тёплых, живых отношений с взрослыми для развития ребёнка состоит в том, что возникает общее смысловое поле, в котором зарождается собственное отношение ребёнка к новым для него областям действительности.
Действие должно осуществляться в контексте значимых для ребёнка мотивов и быть осмысленно как своё собственное, а не навязанное. Поэтому очень важно, чтобы предмет будущей деятельности ребёнка был выразительно представлен через взрослого.
Упражнение 1 «Интересный предмет».
Участникам предлагается разбиться на пары. Каждая пара берёт карточку с изображением предмета или его названием. Необходимо придумать и продемонстрировать беседу с ребёнком, превращающую обычный предмет в интересный для ребёнка.
Обсуждение упражнения:
Участники, изображающие «детей» обсуждают, интересно ли было в беседе «родителем», что особенно заинтересовало, какие приёмы взяли бы при беседе со своим ребёнком.
Вывод: Родитель должен не просто сообщать интересные сведения, а стараться включить ребёнка в разговор, сделать его равноправным участником беседы, стимулировать вопросы детей. Важно поддерживать и поощрять любую познавательную активность детей, хвалить за интересные вопросы, обязательно отвечать на них.
Во время выполнения задания успех ребёнка в усвоении новых знаний в большой мере зависел от того, насколько удалось заинтересовать ребёнка, мотивировать его.
Однако в упражнении брали предметы изучения, интересные в познавательном отношении. Но часто в процессе школьной жизни ребёнку приходится заниматься не слишком интересной деятельностью (например, письмо в прописях, решение длинных столбиков примеров). Как же заинтересовать ребёнка подобной деятельностью. Чтобы понять это, проводится следующее упражнение.
Упражнение 2.
Участники делятся на пары. Справа - взрослые, слева – дети. Ребёнок под руководством взрослого должен нарезать из бумаги одинаковые полоски.
Полоски должны быть ровными, темп деятельности ребёнка должен быть быстрым.
1. Необходимо заинтересовать ребёнка данной деятельностью (Например сказать: «Сейчас мы с вами откроем макаронную фабрику»).
2. Показать способ выполнения деятельности (Как лучше сделать, чтобы полоски были одинаковые и ровные).
3. Необходимо поддерживать интерес ребёнка (Хвалить ребёнка за успех, подбадривать, следить, чтобы задание выполнялось качественно).
4. Реакция взрослого на работу ребёнка должна быть эмоциональной.
Обсуждение упражнения: Интересно было ребёнку? Что у взрослого вызвало наибольшее затруднение? Что мешало, что помогало в работе?
Вывод: Ребёнку сложно выполнять монотонную, неинтересную работу. Но если взрослый покажет свою заинтересованность, всё объяснит, будет поддерживать и поощрять ребёнка, любое задание станет по плечу.
В организации познавательного общения значимо также умение ребёнка работать в команде, удерживать общую цель, придерживаться правил выполнения задания. Это приобретает особое значение с началом учебной деятельности.
Следующее упражнение поможет понять значение этих навыков в организации познавательной деятельности детей.
Упражнение 3. «Конструктор».
Участники игры берут на себя роли (На листах бумаги указаны роли: архитектор, прораб, строитель 1, строитель 2, строитель 3, строитель 4, кладовщик 1, кладовщик 2)
Архитектор – рисует проект, описывает его.
Прораб – руководит строительством.
Строители 1, 2, 3, 4 – строят здание.
Кладовщик 1 – выдаёт детали с одной ячейкой, кладовщик 2 – с двумя ячейками.
Правила строительства:
1. Кладовщикам давать детали только по просьбе строителя и только по одной.
2. Строителям не вмешиваться в работу других строителей, если есть замечания – обращаться к прорабу.
3. Все детали должны быть задействованы.
4. Прораб может подсказывать, задавать ход стройки, оценивать проделанную работу.
Обсуждение упражнения: Какие трудности у вас возникли? С чем они, по вашему мнению, связаны?
Вывод: Большое значение для познавательной деятельности имеет умение и готовность ребёнка работать сообща.
Итог занятия: Мы выполнили разные упражнения. Чему они нас научили?
Во-первых, любой деятельностью необходимо ребёнка заинтересовать.
Во-вторых, необходимо поддерживать интерес.
Например, в ситуации возникновения неуспеха интерес может угаснуть, появиться страх перед возможной ошибкой. Поэтому необходимо поддерживать ребёнка в любой ситуации, не ругать за неудачи, хвалить за успехи, не предъявлять завышенных требований.
В-третьих, учить считаться с мнением других, работать в команде.
Литература: Ю. Гиппенрейтер. Общаться с ребёнком. Как?/ ТЦ СФЕРА 2007 г.