Наталья Амелина
Практическое руководство для родителей по профилактике курения, алкоголя, наркотических веществ у подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Практическое руководство
для родителей
по профилактике курения, алкогольной зависимости и употребления
наркотических веществ у подростков.
Составитель: педагог – психолог
Н. В. Амелина.
Уважаемые родители!
Темочки:
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- Наркотики, курение, алкоголь, ПАВ. Профилактика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Формирование здорового образа жизни является одним из наиважнейших направлений семейного воспитания. Ведь каждый из родителей хочет, чтоб его ребенок вырос физически, психически и умственно здоровым, без вредных привычек.
Во многом формирование здорового образа жизни зависит от традиций, что сложились в семье: стиля и способа организации жизни семьи, характера взаимоотношений между родственниками, участия обоих родителей и взрослых членов семьи в воспитании, правильной организации свободного времени семьи, позиции самих родителей по отношению к алкоголю, табакокурению, употреблению наркотических веществ и т. п. Очевидно, что образ жизни семьи в основном определяет и образ жизни детей.
Еще совсем недавно, несколько лет назад, мы были так далеки от того, что сегодня мощной, мутной волной захлестнуло всех нас. Может быть, еще где-то и остались заповедные уголки, нетронутые бедой, именуемой НАРКОМАНИЯ.
Вы можете решить, что Вам это неинтересно и Вас это не касается. Увы, касается! Касается уже потому, что наркоманов становится все больше, и это не какие-то «пришельцы», это – наши дети, знакомые.
По данным на 1 мая 2019 года, в Тульском регионе было зарегистрировано 2474 наркопотребителя. Большинство из них (1650 человек) являются наркозависимыми, остальные 824 — потребители с вредными последствиями. В регионе зафиксирован один ребёнок-наркоман (ему 16 лет, а также 25 детей в возрасте 12-17 лет, которые потребляют психоактивные вещества, но не имеют зависимости.
В реальности число наркопотребителей в регионе значительно выше — примерно в десять раз. Такой коэффициент латентности установлен специальной комиссии на основе ряда данных.
Среди молодёжи самым популярным психоактивным веществом является алкоголь, на втором месте по распространению — марихуана, затем следуют новые вещества (спайсы, соли, снюс и т. д.).
Статистические данные свидетельствуют о том, что семейные конфликты между самими родителями, родителями и детьми, применение физических наказаний, непонимания родителями детей, отсутствие родительской заботы, поддержки ребенка – все это является причиной того, что процесс становления личности подростка проходит стихийно. Это, в свою очередь, может подтолкнуть подростка к употреблению вредных веществ.
В сложной ситуации дети ждут от родителей помощи и поддержки. Поэтому родителям часто приходится выполнять функции друзей, сверстников, учителей, психологов, врачей, «скорой помощи».
Цель методических рекомендаций - дать Вам необходимую информацию по определению признаков, проявляющихся при потреблении алкоголя и наркотических веществ подростком, а также последовательность действий при подозрении на потребление наркотиков. Познакомить с практическими рекомендациями в целях профилактики пагубных привычек.
Знаете ли вы, что вашим детям то и дело предлагают ПАВ (психоактивные вещества?
1. ФАКТОРЫ РИСКА, РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАВИСИМОСТЬ ПОДРОСТОКОВ
Внутрисемейные:
- родители не контролируют поведение детей, их свободное время вне дома;
- родители осуществляют слишком жесткий контроль, прибегая к насилию над волей ребенка, принимая за него решения;
- взрослые члены семьи употребляют спиртное, имеют разного рода зависимости;
- мать и отец конфликтуют между собой;
- нет эмоциональной близости между членами семьи;
- родители не интересуются успехами детей в образовательном учреждении;
- ребенок растет в обстановке вседозволенности.
Социальные:
- наличие асоциального окружения в образовательном учреждении, районе;
- в круг общения ребенка входят подростки, потребляющие спиртное и страдающие разного рода зависимостями;
- неблагополучный район проживания, широкое распространение потребления психоактивных веществ в данном районе;
- неорганизованность досуга, занятости подростков в районе проживания;
- пропаганда в средствах массовой информации направлений молодежной субкультуры, связанных с потреблением наркотиков и токсикантов;
- доступность информации в Интернете.
Личностные:
- наследственная предрасположенность к болезням зависимости;
- индивидуальные психические особенности: возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, авантюризм, неустойчивость характера, слабая сила воли, неспособность бороться за достижение цели;
- неразвитость высших нравственных чувств;
- самодеструктивное поведение.
2. КУРЕНИЕ
2.1 Общая характеристика курения
Курение табака – никотинизм - вредная привычка, заключающаяся во вдыхании дыма, тлеющего табака — это одна из форм токсикомании. Начало курения приходится в основном на подростковый период. Дети в возрасте 8-10 лет закуривают из любопытства, в 11-14 лет курят в угоду моде, а в 15-18 лет курение - своеобразная «защита» от различных неприятностей, переживаний.
Систематическое курение способствует развитию условного рефлекса, а он, в свою очередь, - закреплению этой вредной привычки, развитию зависимости от никотина, пристрастия к нему.
Табак вредно действует на организм, и в первую очередь, на нервную систему, вначале возбуждая, а затем угнетая ее. Память и внимание ослабевают, работоспособность снижается. Никотин нарушает деятельность сердечно - сосудистой системы. Табак вызывает воспаление носоглотки и гортани, хронический бронхит. Функция легких под влиянием курения ослабевает, процесс обмена углекислоты на кислород затрудняется. Курильщики чаще, чем некурящие, болеют простудными заболеваниями (ангины, фарингиты, ларингиты, ОРЗ). Бронхит у курильщиков наблюдается в 6 раз чаще, чем у некурящих, и, как правило, переходит в хроническую форму. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может вызвать развитие бронхиальной астмы. Также в табачном дыме содержатся канцерогенные вещества, способствующие возникновению злокачественных опухолей.
2.2 Рекомендации родителям
Устранение причин курения
Для успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить и постараться нейтрализовать причины. Посмотрим, что можно сделать.
Причины Действия
Из любопытства Постараться расширить круг интересов подростка, демонстрируя новые возможности, привлекательные и доступные подростку
Чтобы казаться взрослее Подростка может не удовлетворять статус в семье: он уже вырос, а к нему относятся как к ребенку. Подкорректируйте свое отношение, подросток должен иметь обязанности в семье, нести ответственность за их выполнение
Это модно Моду на курение во многом формирует реклама. В ней образ курящего весьма привлекателен. Обсудите с подростком рекламу, научите его критично относиться к получаемой из вне информации, расскажите, что во многих развитых странах курение не является модным, а курящие имеют ограничение в правах
За компанию Оградить подростка от компаний, подающих нежелательный пример, нереально, зато Вы можете научить его самостоятельному мышлению, приучить нести ответственность за свое поведение и не следовать за толпой. Отслеживать контакты в социальных сетях.
Признаки, по которым можно определить, что Ваш ребенок уже курит
Симптомы: снижение физической силы, выносливости, ухудшение координации, быстрая утомляемость, нарастающая слабость, снижение трудоспособности.
Внешние признаки: запах табака (дыма, частое и длительное пребывание в туалете, в ванной, наличие спичек, зажигалок, табака в швах карманов, пожелтение пальцев.
Вы узнали, что Ваш ребенок курит. Прежде всего, следует успокоиться, т. к. гнев никогда не помогает решить проблему. В такой ситуации неэффективно прибегать к скандалу и наказаниям, это может озлобить подростка и подорвать доверительность в отношениях. Лучше спокойно обсудить с подростком возникшую проблему, сказать, что это вас беспокоит, вы огорчены создавшейся ситуацией. Вам следует подобрать литературу по проблеме курения, ознакомиться с ней и познакомить с ней подростка. Не следует запугивать ребенка или предоставлять недостоверную информацию. Четко заявите свою позицию относительно его курения, не отвергая при этом самого подростка, не отказывая ему в понимании и поддержке. Расскажите о возможностях преодоления вредной привычки. Вам надо набраться терпения, т. к. избавление от курения требует времени.
Фразы, которые не стоит произносить в разговоре с подростками
Реплика Реакция
Чтоб я не видел тебя с сигаретой! Нет проблем, буду курить в более приятной компании.
Курят только глупые люди. Может твой дядя Петя и глупый, а я знаю много отличных ребят, и все они курят.
Не смей курить! Не смейте мне приказывать!
Увижу с сигаретой – выгоню из дома! Какая ерунда. Любопытно на это посмотреть.
Сигарета – это яд. Капля никотина убивает лошадь. Это банально, к тому же я не лошадь
Вот сейчас ты куришь, а потом начнешь пить и употреблять наркотики. А что, можно попробовать?
Как помочь ребенку бросить курить:
- Если в семье несколько курильщиков, то бросать лучше сообща. СЕМЬЯ ИЗБАВЛЯЕТСЯ ОТ КУРЕНИЯ! Пусть каждый внесет свой вклад, приободряя бросающих курить.
- Повесьте записку – напоминание на холодильник (и позаботиться о достаточном запасе свеженарезанной моркови и сельдерея в нем) или убедите всех членов семьи подписать контракт об отказе от курения.
- Полезными могут быть встречи группы бросающих курить для обмена мнениями и переживаниями.
- Предложите, чтобы подросток всем объявил о своем решении бросить курить и даже убедил присоединиться к нему своих друзей. Массовый характер любого начинания придает ему силу.
- Вместе с подростком назначьте «день отказа от курения». Запланируйте выезд на природу, отдохните от души. Это в какой – то мере отвлечет подростка от мыслей о курени (трудны первые 48 часов, затем воздержание от курения дается легче). Сделайте этот день памятным для всей семьи.
- Если подросток решил бросить курить, уберите все, что связано с курением : пепельницы, спички и т. д., чтобы ничто не напоминало ему о прошлой привычке.
- Обеспечьте подростка несладкой жевательной резинкой, мятными таблетками, фруктами и овощами, чтобы он мог заменить ими сигарету, в те моменты, когда возникает настойчивое желание закурить.
- Подсчитайте вместе с ребенком, сколько денег он может сэкономить, когда бросит курить, подайте идею, на что он может накопить.
- Убедите подростка ни в коем случае не отчаиваться в случае неудачи. Многим курильщикам требуется несколько попыток, прежде чем им удается избавиться от пагубной привычки.
- Напомните подростку о его задачах и целях в жизни и о том, что сигареты просто могут помешать достижению этих целей. Отказ от курения должен рассматриваться подростком как важная задача и удачная возможность проявить себя, за которую стоит побороться.
Успех в борьбе с курением, в дальнейшем облегчит подростку принятие других важных решений.
3. АЛКОГОЛЬ
3.1 Общая характеристика употребления алкогольных напитков
Алкоголь является наркотическим ядом, он действует, прежде всего, на клетки головного мозга, парализуя их. Доза 7-8 г чистого спирта на 1 кг веса тела является смертельной для человека.
Алкоголь оказывает на организм глубокое и длительное ослабляющее действие. Прием даже небольших доз алкоголя понижает работоспособность и ведет к быстрой утомляемости, рассеянности, затрудняет правильное восприятие событий. При опьянении нарушается равновесие, внимание, ясность восприятия окружающего, координация движений — это все часто становится причиной несчастных случаев. Особенно пагубно влияет алкоголь на печень. Алкоголь вызывает нарушение регуляции тонуса сосудов, сердечного ритма, обмена в тканях сердца и мозга, необратимые изменения клеток этих тканей. Оказывает вредное влияние на железы внутренней секреции и в первую очередь на половые железы. Снижение половой функции наблюдается у 1/3 лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. Алкоголь может снизить продолжительность жизни на 10-17 лет (средняя продолжительность жизни людей – 70 лет, в нашей стране средняя продолжительность жизни мужчин – 53 года). У пьющих женщин дети рождаются с так называемым алкогольным синдромом плода, который у каждого второго малыша сопровождается пороками сердца, аномалиями в развитии органов, нарушениями психики, дефектами зрения, слуха, речи.
Существует ошибочное мнение, что пиво — это легкий безвредный напиток. А ведь по содержанию алкоголя 4 л пива приравнивается к бутылке водки, поэтому пиво приводит к алкоголизму своих поклонников с таким же успехом, как и крепкие алкогольные напитки. Пивной алкоголизм гораздо опаснее водочного, так как зависимость формируется раньше и сильнее, и труднее поддается лечению.
3.2 Рекомендации родителям
Алкогольные напитки (пиво, вино, водка и т. д.)
Симптомы: замедленные реакции, сонливость, невнятная речь, изменение личности (появление других ценностей).
Внешние признаки: спрятанные бутылки, безвольное отвисание губ, расслабленные челюсти, нарочитость движений, провалы в памяти.
Огромную роль в воспитании ребенка играют родители, их установка, личный пример. Поэтому начинать надо с самого себя. Ведь культура пития, как и стиль поведения дома и на людях, прививаются в семье. Важно выработать у подростка собственное отрицательное отношение к употреблению алкоголя. Расскажите своим детям о влиянии алкоголя на организм. То, что алкоголь резко ослабляет память и приводит к оглуплению, многих останавливает. Молодые люди обычно трепетно относятся к своей внешности. Поэтому обратите их внимание на внешний вид тех, кто часто употребляет пиво. Они, как правило, выглядят хуже: лица у них, отекают, кожа грубеет, под глазами проступают синяки. Приведите примеры семей, в которых спиваются родители, дети, расскажите, как они живут, чего могли бы достигнуть (купить, поехать, если бы не выпивки.
• Не злоупотребляйте алкоголем сами, ваш личный пример лучше всяких нотаций.
• Не держите дома запасы алкоголя и не искушайте своих детей.
• Помогите детям в организации содержательного, интересного досуга без пива и вина. Огромное значение имеет наличие у подростков устойчивых интересов (спорт, музыка, изучение иностранных языков, творчество).
• Не забывайте, что главные потребности ребенка не только в пище, сне, одежде, но и в вашем понимании и участии. К сожалению, дети часто видят, что не нужны своим родителям.
• Научите ребенка ответственности. Он должен уметь отстаивать свои убеждения в компании, где его будут уговаривать выпить.
• Демонстрируйте свою способность справляться со стрессами и неприятностями, не прибегая к алкоголю.
• Практикуйте встречи с друзьями без алкоголя, показывая ребенку, что общение может быть радостным и интересным без средств зависимости.
4. НАРКОТИКИ
4.1 Общая характеристика проблемы употребления наркотических средств
Наркомания — это тяжелое заболевание, вызываемое употреблением наркотиков и приобретенное патологическое пристрастие к ним.
Ингалянты – общее название веществ, пары которых вдыхают подростки с целью достижения состояния опьянения. К ним относят средства бытовой химии (аэрозоли, чистящие вещества) и бензин.
Однократное употребление ингалянтов может привести к нарушениям настроения, онемению рук и ног, зрительным галлюцинациям, удушению и даже внезапной смерти.
Эффекты непродолжительного употребления ингалянтов: головокружение, головная боль, нарушение дыхания.
Эффекты продолжительного употребления ингалянтов: головные боли, тошнота, боли в животе, нарушения обоняния и вкусовых ощущений, мышечная слабость, необратимые нарушения печени, легких, почек и мозга.
Спайс - в состав спайсов или как их называют (курительные смеси) состоят абсолютно из любых растений и пропиток или наполнителей. Единственная постоянная составляющая спайсов «определителем» является формула изготовления: смесь из определенного растения + психотропная добавка или пропитка + возможность курения.
При употреблении «спайсов» у наркомана страдают все психические функции – восприятие, внимание, память, мышление.
При длительном употреблении «курительных смесей» наблюдается огромный процент приобретенного слабоумия, нарушений речи и психозов.
Помимо вреда, который "спайсы" наносят головному мозгу, они сильно разрушают организм наркомана, страдают: сердце, почки, печень, легкие и другие, жизненно важные органы.
При длительном употреблении, «спайсы» вызывают постоянное чувство тревоги, наблюдается параноидальное поведение, возникают галлюцинации, эти симптомы иногда не пропадают даже после прекращения употребления наркотика. Все это очень часто приводит к тому, что любители покурить этот наркотик часто попадают в психиатрический стационар с различными формами психиатрических расстройств, которые зачастую не подаются полному излечению. Помимо указанного, также очень радикально и непоправимо страдает репродуктивная функция, а передозировка может привести к серьезным повреждениям коры головного мозга и человек превращается в «овощ», иногда навсегда, либо к смерти.
Снюс - бездымный табачный продукт, который выпускается в разных формах и применяется как жевательный табак. Большая часть снюса выпускается без ароматизаторов и имеет вкус и запах табака. Однако есть и ароматизированные сорта с такими добавками как мята, лаванда, лайм, кофе, ваниль, дыня, ментол и т. д.
Употребление снюса, как и курение сигарет, направлено на поступление в организм никотина. При этом в отличие от курения, при употреблении снюса в организм не попадает табачный дым и вещества, находящиеся в нем. Именно поэтому поначалу употребление снюса может казаться безопасным и менее вредным. Но снюс, как и табак для курения, неминуемо вызывает никотиновую зависимость.
Многие специалисты уверенны, что физическая и психическая зависимость от снюса намного сильнее и избавиться от нее крайне трудно. Именно поэтому по сложности лечения ее нередко ставят в один ряд, если не наркотической, то с алкогольной или табачной зависимостью. Так как в порции снюса содержится в 5 раз больше никотина, чем в сигарете, то зависимость от сосательного табака развивается быстрее и проявляется сильнее. Нередко справиться с такой зависимостью без помощи специалиста просто невозможно.
Подростки начинают употреблять именно снюс, так как его прием не так заметен родителям, как курение сигарет. Прием сосательного табака особенно опасен именно в подростковом возрасте, так как организм еще не сформирован окончательно. Снюс наносит такой вред: замедление и остановка роста, нарушение когнитивных процессов, повышенная раздражительность и агрессивность, ослабление иммунитета и повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям, высокий риск развития онкологических заболеваний полости рта, желудка и поджелудочной железы.
4.2. Рекомендации родителям
Физическое состояние подростка, употребляющего наркотические вещества :
• Бледность лица (может быт землистый или желтушный оттенок).
• Покраснение склер. Чрезмерное сужение или расширение зрачков.
• Часто «затуманенный» взор.
• По ходу подкожных вен красные точки или синяки. Корки, как после царапин кошки. Следы ушибов от падений, иногда рубцы – следы суицидальных попыток.
• Зуд тела, почесывание.
• Пошатывание при ходьбе.
• Снижение физической выносливости.
• Повышенная утомляемость.
• «Заплетающийся» язык.
• Похудание. Изменение состава продуктов, употребляемых в пищу (чаще – конфеты типа карамели; пьет много жидкостей; употребление пива «для запаха»).
• Ношение одежды с длинными рукавами, а иногда и с высоким воротником.
Психическое состояние:
• Неожиданные изменения в характере и поведении.
• Замкнутость и душевная черствость в общении с родителями. Часто уход от контакта. Избегание контроля родственников.
• Позднее возвращение домой в необычном состоянии в сочетании со стремлением незаметно лечь в постель. Трудное пробуждение по утрам.
• Замкнутость на определенном подозрительном (асоциальном) круге знакомых. Появление жаргонной речи. Ведение непонятных разговоров по телефону. Воровство из дома.
• Раздражительность, вспыльчивость при попытках более глубокого проникновения во внутренний мир ребенка.
• Наличие медикаментов, шприцев, пустых ампул и т. д.
5. ЧТО НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ
Что необходимо делать родителям, чтобы уберечь детей от наркотиков
1. Создавайте в семье атмосферу доверия и безопасности:
а) быть последовательными при договоренностях;
б) искренне заботиться о внутренних чувствах ребенка, то есть интересоваться его желаниями и проблемами в учебном заведении и среди ровесников;
в) систематические придирки и наказания менее результативны, чем поддержка, похвала и конструктивная критика.
2. Учите вашего ребенка иметь свою индивидуальность:
- расскажите ему, что делает человека особенным и уникальным. Поговорите с ним о людях, которых он уважает. Попросите ребенка рассказать о его собственных индивидуальных качествах, не забудьте напомнить ему те положительные качества, которые он может упустить;
- одобряйте, хвалите ребенка за небольшие успехи и достижения;
- объясните ребенку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом.
3. Помогайте выявлять и развивать способности и таланты:
- смотрите на ребенка как на личность;
- давайте ребенку именно то, что необходимо именно ему, а не то, чего вы недополучили в детстве;
- показывайте ему, что можно делать, а не то, чего делать нельзя.
- помогайте Вашему ребенку выбирать и ставить перед собой реальные цели;
- исправляйте и оценивайте поступок или действие, а не личность самого ребенка;
- не оставляйте без внимания попытки исправиться.
4. Прививайте ребенку семейные идеалы и жизненные ценности на личном примере:
- рассказывайте о своих личных убеждениях, касающихся потребления наркотиков;
- имейте собственные оригинальные суждения, принимайте решения самостоятельно, а не потому, что «так делают все»;
- относитесь с уважением к сохранению своего здоровья и ведите здоровый образ жизни.
5. Изучайте особенности потребления алкоголя и наркотиков в молодежной среде :
- постарайтесь следить за увлечениями своих детей и представлять, где и с кем они проводят свое время;
- обсуждайте с ребенком проблемы наркомании, рассказывайте о видах наркотиков и их воздействии на организм,
- о решающей роли первой пробы наркотика на пути к наркозависимости,
- об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики,
- о том, где, кто и как может предложить наркотики,
- о том, как отказаться от предложений «присоединиться».
Поступайте со своими детьми так, потому что:
Низко оценивая себя, они в первую очередь становятся жертвами наркомании.
Без доверия к близким, ребенок не обратится к ним в кризисной ситуации.
Противоречивые и несправедливые требования способны привести к болезненным ситуациям и подтолкнуть к поискам «обезболивающего».
Заключение
Уважаемые родители, я расскажу вам одну притчу, которая позволит расставить все точки над i. И подведет итог нашего разговора.
«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…
- «Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели.
Третий путник им ответил:
- «Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это».
Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению таких проблем, как курение, алкоголь и наркомания. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны, и занимаются профессионалы. Так вот, задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть, предотвратить это зло, под названием зависимость!
Я призываю родителей : быть более внимательными к своим детям, постараться сделать все для того, чтобы уберечь их от этого страшного зла, т. к. лечить от этого заболевания очень и очень трудно.