Папки-передвижки

Практический семинар «Сплочение педагогического коллектива»

Анастасия Млечко
Практический семинар «Сплочение педагогического коллектива»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар

«Сплочение педагогического коллектива.

Развитие чувства коллективизма»

Составлено педагогом-психологом

Млечко Анастасией Витальевной

2013 год

Задачи семинара :

• Повысить коммуникативные навыки педагогов;

• Повысить сплоченность коллектива;

• Снять эмоциональное и мышечное напряжение;

• Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;

• Повысить сплочение коллектива педагогов;

• Повысить взаимопонимание между педагогами;

Публикация «Практический семинар „Сплочение педагогического коллектива“» размещена в разделах

• Повысить самооценку педагогов;

• Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Материал: спокойная музыка для релаксации, ватман, листочки зеленого, желтого, красного цветов, клей, обруч, мяч.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

1-ое упражнение «что значит для меня коллектив». Назовите ассоциации к слову «коллектив», достаточно по одному слову.

Коллектив — это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом [толковый словарь Дмитриева].

Женские коллективы- это коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, но вместе с тем более гибки в выборе приемов и способов педагогического и психологического воздействия на других, чем мужские коллективы.

2-ое упражнение «Дерево достижений нашего коллектива»

Цель: развитие рефлексивного самосознания, формирует умение сотрудничать. Увидеть достижения отдельных педагогов в единстве всего коллектива.

Инструкция: перед вами листочки трех цветов. Если вы считаете, что достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе- приклеиваете на дерево зеленый листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом –красный. Если вы достигли успехов в личном плане – желтый.

Обсуждение: каких листочков на дереве больше, чего достиг наш коллектив.

Факторы, влияющие на формирование психологического климата в коллективе :

Рассматривая влияния, формирующие социально-психологический климат коллектива, выделим прежде всего факторы макросреды и микросреды.

В качестве важнейшего фактора макросреды необходимо назвать общественно-экономическую формацию, в условиях которой осуществляется жизнедеятельность общества в целом и формирование коллективов. Организации, руководящие тем или иным предприятием, в соответствии с потребностями общества осуществляют определенные управленческие воздействия, что является важным фактором влияния макросреды на социально-психологический климат коллектива. В русле этих управленческих воздействий органы управления направляют и конкретизируют формирование коллективов.

Обратимся теперь к факторам микросреды, то есть материальному и духовному окружению личности как члена коллектива. Эта микросреда представляет собой «поле» непосредственного функционирования данного коллектива как целого.

Важной группой факторов микросреды, влияющих на социально-психологический климат коллектива, является предметно-вещная сфера его деятельности, то есть весь комплекс технических, санитарно – гигиенических и организационных элементов, которые входят в понятие «рабочая ситуация».

Другую не менее важную группу факторов микросреды составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы, происходящие в коллективе. Эти факторы заслуживают пристального внимания в связи с тем, что они являются следствием социально-психологического отражения человеческой микросреды.

Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический климат коллектива огромное влияние оказывает его неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, чем недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.

Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, также воздействует на социально-психологический климат коллектива.

Следующий фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму этих личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, а также в поведении, представляют собой его индивидуальный «вклад» в формирование социально-психологического климата коллектива.

3-е упражнение «Крабы» (для выполнения этого упражнения необходимо просторное помещение)

Цель: сплочение коллектива, развитие сотрудничества.

Участники семинара делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа становится в круг спиной внутрь и берут друг – друга по руки, становясь так называемыми крабами. Задача: как можно быстрее добраться до финиша и поднять с пола мяч. От участников это упражнение требует умение договариваться, скоординировать свои движения. Упражнение можно усложнить, когда все участники становятся одним «крабом».

4-е упражнение. Пожалуйста, постройтесь в ряд по алфавиту имен.

5-е упражнение «Сквозь кольцо»

Цель: координация совместных действий, сплочение тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.

Инструкция: Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, направляющий держит в свободной руке гимнастический обруч (можно заранее изготовить кольцо диаметром около 1 м из проволоки, бумаги и т. п.). Задача участников: не размыкая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь него.

Обсуждение: Что помогало выполнить упражнение, а что, наоборот, препятствовало? Было ли задание выполнено в соответствии с каким-то планом, или каждый действовал по собственной инициативе? Как усовершенствовать способ передачи обруча?

6- е упражнение. Постройтесь в ряд по размеру ноги, от самого маленького до самого большого.

7-е упражнение «Сигнал»

Участники стоят по кругу, достаточно близко, и держатся за руки за спиной друг друга. Психолог посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных, легких или сильных пожатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к психологу. В качестве усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны

8- е упражнение «Люди – к людям»

После произнесения психологом фразы «Люди – к людям» играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа «ухо – к плечу», «правая нога – к левой руке» и т. п.). После произнесения психологом фразы «Люди – к людям» играющие должны перераспределиться по парам.

9 - упражнение «Молекулы»

Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.

Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т. д. в конце упражнения объединяется вся группа.

10- упражнение. «Перестроение»

Цель: выявление лидера, наблюдать за тем на сколько слаженно умеют действовать члены коллектива.

Уважаемые коллеги, встаньте,пожалуйста, в круг. Молча перестройтесь в квадрат. Затем так же молча перестройтесь в треугольник.

11-е упражнение «Творческая жизнь»

Цель: обобщить представление частников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Материалы: бумага, ручки.

Процедура: Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т. е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т. п).

Заключение.

В подведение итогов семинара хотелось бы привести слова А. С. Макаренко, который говорил: «Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический». Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения.

И ещё несколько цитат:

«Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, сле­довательно, только в коллективе возможна личная свобода»',— так оценивали К. Маркс и Ф. Энгельс роль коллектива.

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»- Владимир Ильич Ленин.

«В каждый момент нашей жизни мы должны стараться отыскивать не то, что отделяет от других людей, а то, что у нас ними общего» -Джон Рескин.

«Нет ничего ужаснее успеха наших коллег, особенно когда они его заслужили» - Жорж Элгози, американский театральный критик.

Каковы ваши впечатления от проведенной работы?

Список литературы:

1. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт. -сост. Е. П. Картушина, Т. В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Настольная книга практического психолога. Книга 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб. пособие / Е. И. Рогов. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.

3. Цветовой тест Люшера / Пер. с англ. А. Никоновой. – СПб. : Сова; М. : Изд-во Эксмо, 2003.

Публикации по теме:

Тренинг для педагогов на сплочение коллектива Тренинг «Команда ДОУ» Для успешной работы необходима хорошая организация пространства: • Достаточно простое и хорошо проветриваемое помещение.

Тренинг «Сплочение педагогического коллектива» Тренинг «Сплочение педагогического коллектива» Составлено педагогом-психологом Юрасовой В. М. До начала тренинга, я попросила.

Автор публикации:
Практический семинар «Сплочение педагогического коллектива»
Опубликовано: 17 декабря 2014 в 14:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практический семинар «Сплочение педагогического коллектива»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Млечко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД